17.11.2009
Romir

Более трети россиян полагают, что их доход в ближайшее время возрастет



Улучшения экономической ситуации в стране ожидает четверть жителей РФ

Оптимизм россиян в отношении собственных финансовых перспектив не может не радовать своей стабильностью. Как и три месяца назад, более трети (36%) наших соотечественников полагают, что их доход в следующие три месяца возрастет. Оптимистичнее нас в этом вопросе лишь граждане Кувейта, 40% из которых уверены в том, что их семейный бюджет в ближайшее время ждет пополнение. В скорое улучшение экономической ситуации в стране верят четверть (25%) жителей РФ. Причем за последние три месяца доля оптимистичных прогнозов в этом вопросе выросла на 4%, а доля пессимистичных снизилась на 7%.

«Ромир» начинает серию публикаций по итогам 4 волны международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса» - «Индекс потребительского доверия»*.

Экономические перспективы

Проанализировав результаты, полученные в ходе очередного этапа исследования, эксперты пришли к выводу, что граждане большинства стран, участвующих в глобальном опросе, впервые с начала мирового финансового кризиса, настроены наиболее оптимистично, кроме того, к потребителям возвращается уверенность.
Все это позволяет предположить, что большинство стран встали на путь восстановления экономики. Это не замедлило отразиться на настроениях в обществе: в 12 из 24 стран, участвующих в исследовании, с начала года значительно увеличилась доля граждан, полагающих, что экономическое положение в их странах улучшится уже в ближайшие три месяца. Кроме того, доля граждан, ожидающих ухудшения по сравнению с июлем 2009 года (3 волна) снизилась на 20%.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, как изменится экономическая ситуация в Вашей стране в ближайшие 3 месяца?»:

Исследования Romir

Если рассматривать результаты международного исследования по регионам, то самый высокий уровень оптимизма при оценке экономических перспектив своих стран продемонстрировали респонденты, проживающие на Ближнем Востоке. Доля оптимистичных прогнозов в этом регионе оказалась на 18% больше, чем доля пессимистичных. В восточноевропейских странах, напротив, отмечен наименьший уровень оптимизма. Здесь доля респондентов, ожидающих ухудшения экономической ситуации на 24% больше, чем процент тех, кто верит в её улучшение.

Если же проанализировать результаты опроса по странам, то можно отметить, что самая существенная разница между долей позитивных и негативных прогнозов зафиксирована в ОАЭ (+25%), Бразилии (+20%) и Канаде (+19%). Самая большая доля пессимистичных ответов зарегистрирована в Исландии (59%) и Румынии (59%).

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, как изменится экономическая ситуация в Вашей стране в ближайшие 3 месяца?» по странам:

Исследования Romir

Доля граждан, которые с оптимизмом смотрят на экономические перспективы страны, в РФ составила 25%. Это на 3% больше среднемирового показателя, на 11% ниже, чем в ОАЭ и на 5% меньше чем в США. Мужчины (28%) в нашей стране чуть более оптимистичны, чем женщины (21%). А молодежь настроена позитивнее, чем люди среднего возраста.

Ожидаемые доходы

На свои личные финансовые перспективы участники международного опроса в течение всего года смотрели весьма оптимистично, а средние доли граждан, полагающих, что их личный доход возрастет, останется прежним или уменьшится, не претерпевали существенных изменений в каждую из четырех волн, исследования. Это позволяет сделать вывод, что ожидания респондентов в отношении их собственного материального благосостояния не слишком зависят от мирового экономического кризиса.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, изменится ли Ваш семейный доход в ближайшие 12 месяцев?»

Исследования Romir

В октябре 2009 года половина (49%) участников международного опроса ответили, что не ожидают существенных изменений в своем материальном положении, а четверть (25%) высказали предположение, что их доход увеличится. Самый значительный перевес в сторону оптимистичных ответов зафиксирован в Кувейте (+33%), Бразилии (+25%) и США (+23%). Самыми пессимистичными в вопросе личных финансов оказались жители Исландии и Японии, в этих странах 42% и 39% граждан соответственно полагают, что их доход в течение ближайшего года снизится. Эксперты отмечают, что жители стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) демонстрируют достаточно высокий уровень оптимизма в том, что касается их собственных финансовых перспектив. В этих странах доля граждан, ответивших, что ожидают роста своего дохода в ближайшие 12 месяцев в составила 35%, 36%, 32% и 34% соответственно.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, изменится ли Ваш семейный доход в ближайшие 12 месяцев?» по странам:

Исследования Romir

Россия делит второе место по количеству позитивно настроенных в вопросе личных финансовых перспектив граждан, с США. Однако, процент респондентов, ожидающих в ближайшие 12 месяцев снижения своего дохода, в нашей стране на 4% больше, чем аналогичный показатель среди американцев. Стоит отметить, что доля позитивно настроенных россиян увеличивается по мере роста их дохода. От 28% в низкодоходной группе, 40% у граждан со средним достатком и до 47% у тех, чей доход выше среднего.

О том, оказались ли россияне психологически устойчивее жителей других стран в период экономического кризиса, а также о том, как и на чем экономят потребители читайте в следующих публикациях «Ромир».

*Всемирный барометр финансового кризиса» – международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими независимыми исследовательскими компаниями, входящими в международную исследовательскую сеть WIN** каждые 3 месяца. В четвертой волне приняли участие 23 659 респондентов из 24 стран мира. Опрос проводился в сентябре-октябре 2009 года, Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг «Ромир» в рамках всероссийского онлайн-омнибуса проводил российскую часть исследования и опросил 1 тыс. жителей РФ.
**WIN (Worldwide Independent Network of Market Research) – международная исследовательская сеть, которая объединяет крупнейшие независимые компании, специализирующиеся в области исследований рынка по всему миру. Помимо возможности участвовать в международных исследованиях WIN предоставляет своим членам возможность самим проводить необходимые исследования в любом регионе или точке земного шара.


РОМИР