06.11.2009


Жизнь в эпоху перемен


Влияние кризиса на потребительское поведение россиян

Исследования компании «РосБизнесКонсалтинг»

Статья подготовлена на основе исследования «Влияние кризиса на потребительское поведение россиян: апрель 2009 года», проведенного компанией «РосБизнесКонсалтинг». По результатам онлайн-опроса был осуществлен всесторонний анализ покупательского поведения экономически активного населения в условиях кризиса. Объем выборки составил 3600 человек. Это уже вторая волна исследования, первая волна мониторинга изменений социального самочувствия и установок потребителей проводилась в декабре 2008 года.
В исследовании анализировались последние изменения потребительского поведения, связанные с кризисом, а также основные стратегии покупательского поведения: сокращение расходов, изменение структуры покупок, отказ от некоторых категорий товаров, переход на более дешевые марки, смена места покупки, переход в другие форматы магазинов, закупка товаров впрок – в отношении:
* 23 категорий продуктов питания;
* 11 категорий непродовольственных FMCG-товаров;
* 14 видов платных услуг.
Все большее количество экономически активного населения России ощущает на себе влияние кризиса. Согласно результатам опроса, проведенного компанией «РосБизнесКонсалтинг» в декабре 2008 года, каждый двадцатый респондент отмечал, что текущий кризис его никак не коснулся. В апреле 2009 года доля таких респондентов уменьшилась в 2,5 раза и составила 2%. Доля тех, кто чувствуют себя неуверенно в условиях кризиса, за прошедший период не изменилась, составив 51%. По сравнению с декабрем 2008 года значительно – с 13 до 4% – снизилась доля тех, кто затруднились оценить свое материальное положение и перспективы. Несмотря на кризис, уверенно себя чувствуют 43% респондентов.
Наибольший урон текущий экономический кризис нанес доходам населения. Так, если в декабре прошлого года 59% опрошенных отметили, что их доходы пострадали от кризиса, то во втором квартале 2009-го доля респондентов, давших такой ответ, увеличилась до 80%. Выросла доля опрошенных, которые считают, что кризис прежде всего угрожает их работе – с 30% в декабре 2008 года до 61% в апреле 2009-го.
Согласно результатам опроса, главная проблема, которая в апреле 2009 года беспокоила большинство респондентов, – это снижение дохода. Доля респондентов, отметивших эту проблему, увеличилась в 2,3 раза по сравнению с декабрем 2008 года – с 28,2 до 63,5%. Кроме того, значительно выросла доля россиян, озабоченных ростом цен на товары и услуги, – с 30% в декабре 2008 года до 52% в апреле 2009-го. Также увеличилась доля тех, кого волнует общая неопределенность, кто чувствует неуверенность в будущем, – с 35 до 49%. Доля респондентов, которых беспокоит потеря работы, изменилась незначительно – на 3%, –достигнув 34%.
В апреле 2009 года почти две трети – около 65% – опрошенных отметили, что в связи с кризисом им пришлось стать осмотрительнее в повседневных расходах (рис. 1).

ris.1

В декабре прошлого года респондентов, давших такой ответ, было на 10% меньше. Десятая часть опрошенных никак не изменили своих привычек расходовать деньги в связи с кризисом – их доля по сравнению с декабрем осталась практически прежней.
В результате опроса было выявлено, что самым популярным шагом, совершаемым потребителями с целью уменьшения расходов, является сокращение частоты покупки некоторых товаров. Чуть менее распространенным методом является тщательное изучение предлагаемой продукции – на это указали 39% респондентов.
Наиболее подверженными кризису оказались дорогие категории продуктов питания, в частности рыбные деликатесы: 45,8% респондентов, ранее покупавших данный товар, снизили расходы на его потребление или отказавшись совсем, или сократив частоту/объем покупок, или перейдя на более дешевые марки (табл. 1).

tab.1

Определенные изменения наблюдались в потреблении готовых блюд и мясных продуктов/деликатесов – доли респондентов, изменивших потребление этих продуктов, по сравнению с декабрем 2008 года выросли соответственно с 38,8 до 41,7% и с 31,8 до 39,6%.
Наименее подверженными кризису оказались менее дорогие категории продуктов первой необходимости: растительное масло, сахар и чай – их потребление изменили соответственно 7,5, 7,1 и 6% опрошенных.
Поведение потребителей различается в зависимости от категорий потребляемых продуктов. По сравнению со всеми другими товарами, стратегия отказа от покупки характерна – более выражена – для рыбных деликатесов и готовых блюд/полуфабрикаты (рис. 2).

ris.2

Реже всего под воздействием кризиса респонденты перестают приобретать растительное масло, чай, молочные продукты и сахар.
По сравнению со всеми другими товарами стратегия снижения частоты или объема потребления более характерна для таких товаров, как мясные продукты/деликатесы. Меньше всего респондентов под воздействием кризиса снижают потребление чая и табачной продукции.

Елена Ястребова,
начальник отдела исследований рынков
Мария Зайцева,
аналитик


FOODMARKET