30.10.2009
Synovate

Synovate провел исследование об отношении к продовольственному шопингу в разных странах

Часть 1

Международная компания Synovate опубликовала результаты исследования потребительских привычек при покупке продуктов питания. Как оказалось, 6 из 10 потребителей в десяти исследуемых странах прилагают максимум усилий к тому, чтобы в их продовольственной корзине находились только экологически чистые продукты, 36% мечтают о том, чтобы на шопинг уходило как можно меньше времени, а три четверти потребителей считают цены на продукты завышенными. При этом 40% потребителей сегодня тратят на продукты питания меньше, чем год назад.

Марк Берри (Mark Berry), исполнительный вице-президент подразделения Synovate в США по исследованию покупательского поведения, говорит: "Большинство людей ходят в магазин за продуктами только потому, что вынуждены это делать. Кто-то делает это неохотно, кто-то - с удовольствием и предвкушением. Розничные продавцы продовольственных товаров не должны забывать о том, насколько многообразны покупательские запросы и привычки - только так покупатель останется довольным, а бизнес - прибыльным. Но для этого, как и всем участникам рынка, продавцам нужно знать, что именно чувствует их покупатель, как он привык делать покупки и что ему в этом процессе нравится".

Свыше 6,700 людей в 10 странах поделились с компанией Synovate секретами своего продовольственного шопинга.

Тренды продовольственного шопинга

Даже такие простые, на первый взгляд, вопросы, как "Куда вы ходите за продуктами?" и "Как часто вы ходите в магазин?" вызывают массу самых разнообразных ответов в зависимости от страны и культуры. В целом, "нормой" на всех рынках можно назвать один поход в супермаркет раз в неделю, хотя, конечно же, гораздо большую ценность для исследования представляет специфика по каждому рынку в отдельности, нежели обобщенные выводы.

Так или иначе, опрос показал, что 39% респондентов в 10 разных странах, предпочитают "делать глобальные закупки раз в неделю, совершая дополнительные покупки по мере необходимости". На остальные варианты ответов - "делаю глобальные закупки раз в месяц и дополнительные покупки по мере необходимости", "покупаю продукты питания каждый день" и "когда есть время" - пришлось ровно по 17%.

Крупные закупки продуктов питания раз в неделю с дополнительными расходами по мере необходимости - наиболее типичная модель покупательского поведения во Франции (64%) и Нидерландах (62%). Один поход в магазин раз в месяц и дополнительные покупки по мере необходимости характерны для покупателей в Бразилии (50%) и Малайзии (30%).

Директор по развитию бизнеса бразильского офиса Synovate Ари Гонзалес (Ari Gonsalez) поделился своим мнением: "У нас принято делать крупные закупки раз в месяц, после зарплаты. Так исторически сложилось, так было всегда, и этому немало способствовал высокий уровень инфляции. Так что, у нас это давно уже переросло в привычку".

Ежедневно за покупками ходят в Сербии (48%) и России (37%), а жители Гонконга (32%) и Арабских Эмиратов (ОАЭ) закупаются, "когда есть время".

Элиза Вонг (Alisa Vong) из Synovate Aztek) в Гонконге говорит, что такой подход к шопингу - обычное дело: "В Гонконге сумасшедший ритм жизни, и нагружать себя работой и чувствовать вечную нехватку времени - это своего рода национальный спорт. Помножьте это на плотность населения города и точки продажи продовольственных товаров, которые находятся чуть ли не на каждом углу, и получится, что не существует насущной необходимости планировать поход в супермаркет заранее".

Жители ОАЭ также относят себя к чрезмерно занятым людям. Пер Хенрик Карлссон (Perhenrik Karlsson), директор отдела по развитию бизнеса подразделения Synovate в Дубаи, считает, что именно это способствовало сегодняшней популярности магазинов шаговой доступности. В Эмиратах люди живут "общинами" и ходят за продуктами в тот магазин, который находится ближе всего к дому. В крупные моллы человек скорее отправиться отдохнуть и развлечься, чем просто закупить продукты".

В целом, большинство респондентов ходят за продуктами питания в супермаркеты (64%), гипермаркеты, в том числе крупные сетевые продуктовые магазины, (37%) а также местные (не сетевые) продовольственные магазины (29%).

Небольшие магазины шаговой доступности пользуются особой популярностью в России (25% опрошенных совершают свои покупки именно там) и Гонконге (21%).

По словам директора по маркетингу компании Synovate в России Марии Вакатовой, "несмотря на сумасшедший ритм и занятость, россияне все же ценят возможность приобретения широкого ассортимента в одном месте - 42% голосуют за супермаркет, куда, как правило, люди выезжают в выходные, где можно купить товары, продукты питания и одежду. Как правило, люди не только совершают там покупки, но и отдыхают в кафе и центрах развлечений".