26.10.2009

Встречное движение

Налогоплательщики все чаще инициируют судебные споры и выигрывают их

Несмотря на то что налоговая реформа дала сокращение количества выездных проверок, агрессивность фискалов и принимаемых ими штрафных санкций только увеличились. К такому выводу пришли авторы последнего исследования международной компании «Эрнст энд Янг». Однако налогоплательщики тоже осмелели и выигрывают у налоговиков 89% судов.

За время кризиса возросло количество налоговых споров – это отметили 72% участников исследования против 56% в прошлом году. При этом в 89% случаев суды выносили решения в пользу налогоплательщика. «Такая динамика может отражать усилия налоговых органов по поддержанию уровня налоговых поступлений в условиях падения доходов компаний», – комментируют эти цифры в «Эрнст энд Янг». Действительно, по данным ФНС, в январе – сентябре 2009 года в федеральный бюджет поступило на 32% налогов меньше, чем за те же месяцы прошлого года.

«Результаты исследования свидетельствуют о сложном, неизбежном и постоянно повторяющемся цикле, с которым приходится сталкиваться компаниям в России. Чрезмерно документоемкий процесс налоговой проверки нарушает нормальную деятельность компании и, как правило, завершается необоснованной позицией налоговых органов, которую приходится разрешать в суде, при этом чаще всего в пользу налогоплательщика», - утверждает Рис Дженкинс, координатор исследования и руководитель группы по налоговому сопровождению сделок компании «Эрнст энд Янг» в СНГ.

Как рассказала «НИ» специалист по налогообложению Антонина Степина, в этом году наиболее часто фискалы злоупотребляют положением ст. 40 Налогового кодекса. «В условиях кризиса многие компании вынуждены были снизить цены более чем на 20%. Приходит налоговая и за это доначисляет налоги до уровня той цены сделок, которая была ранее. Параллельно применяются штраф и пеня», – пояснила эксперт. Изменилась и сама процедура оспаривания: если раньше бизнесмен мог сразу обратиться в суд, то с 2009 года он сначала должен выяснить справедливость примененных санкций в вышестоящей налоговой организации, и лишь затем в суде.

Член Комиссии Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гартунг также согласен с выводами исследователей. «Налоговики всеми правдами и неправдами пытаются нарастить сумму падающих поступлений в бюджет, который у нас ежегодно планируется «от фонаря». В прошлом году при составлении бюджета никто не учел, что промпроизводство в этом году снизится. И налоговое бремя на период кризиса никто не понизил – разве что сырьевому сектору. Налоговики должны выполнить нереалистичный план. Отсюда и большое количество споров в суде, и тот факт, что предприниматели обратили внимание на сложность трактовок в законодательстве», – рассказал он «НИ». Это, кстати, тоже нашло отражение в исследовании. 89% респондентов отметили отсутствие четкости в российском налоговом законодательстве, несмотря на многочисленные уточняющие поправки и разъяснения. Помимо этого, в текущем году 72% респондентов против 65% в прошлом указали на необходимость упрощения требований к документации. При этом три четверти участников исследования, несмотря на формально проведенную реформу, не заметили каких-либо положительных сдвигов по сравнению с прошлым годом.

Большинство российских компаний (52%) считает влияние налогового режима на инвестиционный климат в России нейтральным. Тем временем ровно столько же иностранных международных компаний (52%) оценивает это влияние отрицательно. «Полученные результаты вновь демонстрируют потребность в более глубокой реформе налогового администрирования. Необходимо создать условия, при которых налоговая среда в России будет не просто в лучшем случае нейтрально влиять на российские и иностранные инвестиции, а будет стимулировать их», – считает Петр Медведев, руководитель практики услуг в области налогообложения и права компании «Эрнст энд Янг» в СНГ.

55% компаний в этом году имеют в своей структуре собственные специализированные налоговые подразделения (в прошлом году их было 40%), 36% привлекают внешних налоговых консультантов (против 23 годом ранее). И все для урегулирования и мониторинга вопросов в области налогообложения. Это значит, по мнению экспертов, что наши фирмы большую часть времени тратят на решение текущих и административных вопросов (таких как налоговый учет, отчетность, проверки и судебные разбирательства) в ущерб налоговому планированию.

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Новые Известия