20.10.2009

Семьдесят тысяч лишних

Газета ВЗГЛЯД выяснила, сколько сотрудников может уволить АвтоВАЗ без ущерба для производства

Фото: ИТАР-ТАСС
До 2012 года АвтоВАЗ собирается дать расчет почти 22 тыс. работникам. Президент компании Игорь Комаров уверяет, что высвобожденный персонал обязательно понадобится предприятию через два года. Однако опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты нашли значительно больше «лишних ртов». Оказалось, без ущерба для нынешних объемов производства завод в Тольятти может уволить 72,5 тыс. человек, оставив в цехах лишь 27,5 тыс. работников.

АвтоВАЗ намерен освободить от работы на предприятии 21,8 тыс. человек до 2012 года. Об этом в понедельник сообщил президент компании Игорь Комаров. По его словам, по состоянию на 15 октября на предприятии работает 96,2 тыс. человек, из которых 21,8 тыс. составляют «временно избыточную численность персонала».

«Временно избыточная численность персонала составляет 21,8 тыс. человек»

Комаров заверил, что эти работники понадобятся предприятию в 2012 году, когда на производство будут поставлены модели концерна Renault-Nissan, а также запущены мощности по выпуску автокомпонентов, передает «Интерфакс».

Из тех, кому АвтоВАЗ собирается дать расчет, − около 7,4 тыс. полностью трудоспособных сотрудников, 5,3 тыс. человек предпенсионного возраста и еще 9 тыс. − пенсионного. В отношении первых Комаров заверил, что через два года они получат новые места, так как новая линия в 2012 году будет работать в три смены.

Напомним, новое руководство АвтоВАЗа в лице Игоря Комарова уже не в первый раз пытается кардинально сократить персонал, расходы на который тянут компанию на дно. Как ранее писал ВЗГЛЯД, администрация завода в Тольятти уже согласовала с профильными ведомствами сокращение 5 тыс. человек.

Однако позже в прессе появились сообщения о намерении предприятия сократить еще около 27,6 тыс. сотрудников. Причем сам АвтоВАЗ признавал наличие таких планов, ссылаясь на то, что увольнения персонала – мера вынужденная.

В самом деле, в августе АвтоВАЗу даже пришлось остановить конвейер из-за снижения спроса на свою продукцию и накопившихся товарных остатков. За первые же шесть месяцев текущего года предприятие и вовсе вдвое снизило свои продажи.

Дошло до того, что сегодня руководство АвтоВАЗа впервые публично допустило возможность банкротства. «Если других вариантов не удастся (реализовать – прим. ред.), то нам другого ничего не останется», − сказал исполнительный вице-президент компании по финансам Олег Лобанов, отвечая на вопрос о возможном банкротстве АвтоВАЗа в случае, если компании не удастся реализовать облигационный заем на 50 млрд рублей или договориться об урегулировании долга с банками-кредиторами.

«Государство готово обеспечить плавный «вывод» персонала с предприятия. Эти цифры отвечают нынешней ситуации, то есть они адекватные»

Между тем, как в один голос уверяют опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, АвтоВАЗу необходимо уволить значительно больше тех 21,8 тыс. сотрудников, о которых упомянул Комаров. Если взять за основу средний показатель производительности труда в Европе, США и Японии в 12,3 автомобиля на одного рабочего и разделить на него 332 тыс. автомашин, которые АвтоВАЗ намерен произвести в этом году, получается, что для этого заводу в Тольятти требуется всего 27 тыс. человек.

Большинство отраслевых аналитиков согласны с этой цифрой. «Учитывая объемы выпуска автомобилей АвтоВАЗом, численность его персонала должна составлять в районе 27,5 тыс. человек», − подчеркивает аналитик ФК «ОТКРЫТИЕ» Кирилл Таченников.

Чуть более милосердно к рабочим относится аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. «Конечно, на АвтоВАЗе значительно ниже производительность труда, чем на европейских и американских заводах, но все равно численность его сотрудников надо сокращать вдвое», − говорит эксперт.

Впрочем, как вместе с тем отмечают аналитики, решение взять и в одночасье уволить 75 тыс. человек в нынешних экономических условиях «не вполне уместно». «Это будет неправильно, потому что на АвтоВАЗе, в отличие от его зарубежных коллег, и организация производства совершенно другая, и другое оборудование, другая степень оптимизации. Особенно это касается главного конвейера», − полагает Кирилл Таченников.

Согласен с коллегой и аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. «У АвтоВАЗа на балансе дом отдыха, школы, больницы, дом культуры, − говорит эксперт. − Известно, что большая часть рабочих АвтоВАЗа задействована на вспомогательных производствах, таких как выпуск автокомпонентов и металлургический цех. Так что, наверное, правильно, что сейчас ищутся более социально приемлемые варианты в части оптимизации персонала, которые не совсем стыкуются с «голой экономикой».

Марианна Наумова

Взгляд