15.09.2009

Я б в риелторы пошел

Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса

В период экономического кризиса молодежь
грызет гранит экономической науки.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Экономические трудности не повлияли на выбор школьниками будущей профессии: они все также хотят стать банкирами и юристами и не желают идти в рабочие. На родителях же кризис сказался: у них все чаще нет денег, чтобы оплачивать обучение ребенка в престижном вузе.
Семнадцатилетняя Ольга Самусева в детстве мечтала стать врачом, учителем или психологом. Но нынешним летом она поступила учиться на экономиста. «Я считаю, что бухгалтеры и менеджеры будут востребованы, несмотря на кризис», – убеждена Ольга. Будущий финансовый аналитик, а ныне студент Академии народного хозяйства при правительстве РФ Павел Гнусарев также не боится остаться без работы: «Когда я выучусь, кризис минует, и откроются новые возможности».

Кризис не повлиял на предпочтения подростков – самыми популярными остаются профессии, связанные с управлением, говорит «НИ» директор одного из столичных центров развития карьеры Эльмира Давыдова. По данным «Левада-Центра», до кризиса тройку самых престижных профессий составляли банкир, депутат и министр, после кризиса – банкир, звезда эстрады и судья. Популярность рабочих профессий остается низкой, хотя даже в московском метро развешаны объявления с призывом бесплатно учиться на рабочих с последующим гарантированным трудоустройством. «У молодежи на первом месте – желание найти непыльную работу. А если профессия грязная или утомительная, люди не готовы работать даже за хорошие деньги», – поясняет «НИ» руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов.

По словам г-на Бызова, и в кризис самыми желаемыми у молодежи остаются профессии, связанные с работой в коммерческих фирмах: менеджеры, агенты, управленцы, консультанты: «Среди представителей этих профессий прошли сокращения, но безработицу считают временным явлением». Работа в сфере услуг и информационных технологий привлекает подростков высокой зарплатой и возможностью проявлять личную инициативу, подтверждает «НИ» директор Центра психологической и социальной медицины Евгений Шапошников. Студентка Московского государственного университета печати Екатерина Горина учится на журналиста, но работает риелтором. В журналистике Екатерине не понравилось то, что перспективы здесь не ясны, а работать начинающему журналисту нужно практически бесплатно.

С занятиями наукой успех в жизни подростки не связывают. Не более 10% из них выбирают профессии, связанные с исследованиями, говорит социолог Бызов. Верность детской мечте также хранят единицы. Психолог Ирина Корчагина рассказывает «НИ», что очень часто мечтавшие стать космонавтами или врачами поступают на маркетологов или пиарщиков: «Современные дети трезво смотрят на жизнь, они более практичны». 14-летний Евгений Ретивых в детстве мечтал стать десантником, «потому что десантники – сильные, смелые, ловкие и защищают нашу родину». Но в военное училище Евгений не собирается, а собирается в МГТУ имени Баумана – полученное там образование, по мнению парня, будет в дальнейшей жизни более необходимым.

Выбор профессии выпускником школы – это во многих случаях выбор его родителей. Евгений Шапошников утверждает, что в городах до 40% выпускников школ поступают в тот вуз, который им указали родители. С этим связано частое нежелание выпускников вузов работать по специальности: в столице таких более половины. Студентка Московского института мировой экономики и международных отношений Олеся Сучкова учится на юриста, но уже сейчас собирается получить второе высшее образование и стать профессиональным фотографом.

На родителях подростков кризис сказался в первую очередь. Эльмира Давыдова говорит, что все чаще встречается ситуация, когда у родителей нет денег на оплату обучения ребенка в вузе. С началом кризиса большинство российских вузов заморозили стоимость обучения и плата за нынешний учебный год осталась такой же, как и за прошлый. Но доходы у многих семей упали, а другие статьи расходов выросли – даже официальная инфляция в годовом исчислении превышает 10%. Из столичных вузов самые дорогие – МГИМО и Высшая школа экономики, где плата за обучение на отдельных специальностях достигает 300 тыс. рублей в год. Самые дешевые вузы – технические, в большинстве из них семестр стоит в пределах 30–40 тыс. рублей.

СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА

Новые Известия