11.09.2009


Взлеты и падения цен на подсолнечное масло



Ещё в конце 2008 года, исследовательская платформа SCIF* холдинга «Ромир» зафиксировала повсеместное снижение цен на подсолнечное масло. А уже в начале 2009 года, аналитики «Ромир» отметили, что это снижение стало больше похоже на падение и приняло лавинообразный характер. Так в 1 квартале 2009 года участники панели домохозяйств «Ромир» покупали подсолнечное масло на 12% дешевле, чем в 4 квартале 2008 года, а фактические цены в 1 квартале 2009 года совпадали с ценами на конец 2007 года (4-й квартал 2007).

подпись к рисунку

В течение двух последних лет розничные цены в категории подсолнечное масло меняли свой вектор с крутого роста осенью 2007 года до резкого падения в конце 2008 - начале 2009 года, придя затем к относительной стабилизации во 2 квартале 2009 года.

Наиболее резкий рост розничных цен на подсолнечное масло в крупных городах России был зафиксирован в 4 квартале 2007 года. Цены выросли в среднем на 45% по сравнению с 3 кварталом того же года. Далее, до середины 2008 года продолжалось плавное повышение цен на этот продукт. Потребители отреагировали на такую ценовую политику сокращением объемов покупок и переключением на более дешевые сорта подсолнечного масла. Производители в ответ снижали цены, проводили промо-акции, а самые предприимчивые начали выпускать бренды в более низком ценовом сегменте, в том числе под марками private labels**. Реакция покупателей не замедлила. Практически сразу же был отмечен рост (более чем на 40%) домашнего потребления подсолнечного масла всех private labels. По сути, эта тенденция не нова. Private labels зачастую имеют более низкую цену, чем брендированный товар. Например, средняя цена на марочное подсолнечное масло, согласно данным панели домохозяйств «Ромир», в июне 2009 года составила 47,9 рублей, а средняя цена на подсолнечное масло, выпускаемое под собственными торговыми марками торговых сетей (private labels) в тот же период не превысила 40,6 рублей.

Как долго может продолжаться падение цен на масло? На сколько ещё производители подсолнечного масла могут снизить розничные цены? Этот вопрос беспокоил многих игроков рынка. Данные исследовательской платформы SCIF холдинга «Ромир» показывают, что ситуация с падением цен стала более-менее стабилизироваться. Во 2 квартале 2009 года домохозяйства крупных городов России покупали подсолнечное масло уже только на 5% дешевле, чем в 1 квартале этого года.

А если сравнивать динамику средних цен на продукцию помесячно, то можно отметить, что в июне 2009 г. по сравнению с апрелем 2009 г. у лидирующих игроков рынка снижение цен практически прекратилось. Это можно расценивать как свидетельство стабилизации цен на рынке подсолнечного масла.

Помесячная динамика изменения цен по производителям на подсолнечное масло в городах России с населением более 500 тыс. жителей



Помесячная динамика изменения цен на бренды на подсолнечное масло в городах России с населением более 500 тыс. жителей



Дальнейшая ценовая политика на рынке подсолнечного масла может стать понятна уже в ближайшее время – когда придет время сбора урожая семечки этого года и установки новых оптовых цен на закупку сырья.

*Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) «Ромир» основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)
**Private Labels (частные марки) – сетевые торговые марки (СТМ), собственные торговые марки – торговые марки, владельцами которых являются розничные сети. Создавая частные марки, компания получает больший контроль над производством, качеством товара, ценообразованием и распределением.


www.rmh.ru