09.09.2009
Romir

Кризис подавляет эмоциональное состояние россиян, но не лишает их оптимизма

«Ромир» представляет результаты третьей волны международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса»

Каждый пятый (21%) россиянин в ближайшие три месяца ожидает улучшения экономической ситуации в стране, вместе с тем, более половины (56%) наших соотечественников признаются, что финансовый кризис отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Этот показатель практически на среднемировом уровне (лишь на два пункта выше среднего значения по всем странам – 54%). Более других оказались подвержены негативным влияниям кризиса жители Ливана (79%), Мексики (76%), США (74%) и Кореи (72%). Граждане Нидерландов, Австрии, Италии, Испании и Бразилии пострадали менее всего.

Исследовательский холдинг «Ромир» представляет результаты третьей волны международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса»*.

Очередной этап опроса показал, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей – более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний:

- 18% - депрессия;
- 26% - нарушения сна;
- 40% - беспокойство;
- 40% - стресс.

Для сравнения, в России, четверо из десяти (41%) респондентов временами испытывают тревогу (страх), четверть (24%) наших соотечественников признаются, что кризисные времена заставляют их переживать стресс, 17% подвержены депрессиям, а каждый десятый (10%) жалуется на бессонницу.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом потребители постепенно начинают обретать веру в финансовую стабильность своих стран. В течение последних трех месяцев доля пессимистично настроенных респондентов в мире сократилась. Среди россиян с марта 2009 года их доля сократилась на 18%. На момент проведения опроса (июль 2009), более половины (53%) наших соотечественников сказали, что, по их мнению, экономическая ситуация в России в ближайшие три месяца останется неизменной, каждый пятый (21%) выразил надежду, что экономику государства ожидает подъем, а без малого четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится.

Доля респондентов, полагающих, что экономическая ситуация в их странах в ближайшие три месяца ухудшится, (%):
Сравнение результатов трех волн проекта "Всемирный барометр финансового кризиса"

подпись к рисунку

В мире:

- 45% участников международного опроса уверены, что экономическая ситуация в их странах в течение следующих трех месяцев останется неизменной, 19% полагают, что положение улучшится, а 33% склонны ожидать дальнейших ухудшений.
- В целом, уровень пессимизма с марта 2009 года снизился на 10 пунктов.
- Спад пессимизма отмечен в 20 странах из 22, принявших участие в опросе.
Наиболее отрицательный характер оценки экономических перспектив носили в первую волну исследования (в ноябре 2008 года).

В марте 2009 года мнения практически не изменились. И хотя в рамках третьей волны исследования уже гораздо меньше респондентов выразили пессимистичные оценки экономических перспектив своих стран, выражать уверенность в завтрашнем дне респонденты также не торопятся. Иначе говоря, доля людей, полагающих, что экономическая ситуация улучшится, не увеличилась, просто процент, уверенных, что положение дел существенно не изменится, вырос.

Сокращение расходов – третий фактор, который брался во внимание при анализе результатов исследования. В среднем, нынешний (июль 2009 года) показатель не сильно отличается от мартовского (вторая волна). Более того, стабильной оказалась и схема сокращения расходов в каждой из категорий. В среднем более половины (54%) потребителей сократили свои расходы – в основном на одежду/обувь/аксессуары, развлечения, крупные покупки.***

Сопоставив три ключевых показателя: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителей, можно разделить страны, участвующие в проекте на несколько групп:

подпись к рисунку

Страны на диаграмме приведены с разбивкой по трем категориям: оптимистичное отношение к экономической ситуации, снижение расходов и психологические последствия кризиса. Страна может как попадать под все категории, так и не находиться ни в одной из них.

Как мы видим, жители Бразилии, Индии и Канады справляются с экономическим кризисом лучше остальных. Это единственные страны, где уровень оптимизма равен среднему или превышает его, а сокращение расходов и негативные влияния на психологическое состояние населения не достигают средней отметки. Хуже всего кризис сказался на Франции, Японии, Мексике, Аргентине и Исландии – показатели этих стран по всем пунктам зарегистрированы на уровне ниже среднего значения.

Россия и Китай составили группу стран, население которых, несмотря на негативное эмоциональное влияние кризиса, достаточно оптимистично смотрит в будущее и не очень значительно сократило свои расходы.

- Оптимистично настроенные, психологически стабильные и немного сократившие расходы: Бразилия, Канада и Индия
- Оптимистично настроенные, немного сократившие расходы, но эмоционально подавленные кризисом: Китай и Россия
- Оптимистично настроенные, психологически стабильные, но сильно сократившие расходы: Австралия
- Оптимистично настроенные, но психологически нестабильные и сильно сократившие расходы: Саудовская Аравия, Ливан, Корея и США
- Пессимистично настроенные, психологически стабильные и немного сократившие расходы: Австрия, Нидерланды, Испания и Швейцария
- Пессимистично настроенные, сильно сократившие, но психологически стабильные: Италия и Великобритания
- Пессимистично настроенные, немного сократившие расходы, но психологически нестабильные: Германия
- Пессимистично настроенные, сильно сократившие расходы и психологически нестабильные: Франция, Япония, Мексика, Аргентина и Исландия

*«Всемирный барометр финансового кризиса» – международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится Проводится крупнейшими независимыми исследовательскими компаниями, входящими в международную исследовательскую сеть win** каждые 3 месяца. В третьей волне приняли участие 21 тыс. 88 респондентов из 22 стран мира, в том числе представители государств «Большой восьмерки» и жители стран БРИК. Опрос проводился с середины июня по конец июля 2009 года, Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг «Ромир» в июле 2009 года в рамках всероссийского онлайн-омнибуса проводил российскую часть исследования и опросил 1 тыс. жителей РФ.
**win (Worldwide Independent Network of Market Research) – международная исследовательская сеть, которая объединяет крупнейшие независимые компании, специализирующиеся в области исследований рынка по всему миру. Помимо возможности участвовать в международных исследованиях win предоставляет своим членам возможность самим проводить необходимые исследования в любом регионе или точке земного шара.
***Подробнее о сокращении расходов на различные категории товаров и услуг можно будет прочитать в ближайших публикациях «Ромир», посвященных проекту «Всемирный барометр финансового кризиса».


www.rmh.ru