11.08.2009

Мобильник к 1 сентября

Рынок сотовых телефонов сократился на треть

Мобильник, 1 сентября, рынок, сотовый телефонов
Сергей Иванов/ВЗГЛЯД
Объем продаж сотовых телефонов, по данным МТС, уменьшился на 30% по сравнению с прошлым годом. Продавцы аппаратов ожидали, что 2009 год будет тяжелым для отрасли, прогнозируя падение от 25% до 40%. Однако они настроены оптимистично: по их мнению, худшее уже позади, и продажи будут расти. Особенные надежды игроки рынка связывают с августовскими продажами перед началом учебного года и с концом года.

Российский рынок сотовых телефонов потерял по итогам первого полугодия 2009 года 30% по сравнению с первым полугодием 2008 года. Об этом сообщает компания МТС.

«Мы рассматриваем разные способы расширения сети – не только открытие собственных салонов»

По ее оценке, число проданных в России телефонов сократилось с 16,54 млн аппаратов до 11,63 млн.

До конца года объем продаж в штуках может сократиться на 28,7%, до 26 млн терминалов, считают в компании. В денежном выражении, считают в МТС, падение может составить 33,4%.

Упала и цена среднего аппарата: по данным компании, в июне 2009 года она составила 4792 рубля. Это на 500 рублей ниже, чем в том же месяце 2008 года.

Напомним, рынок сотового ритейла считается одним из самых пострадавших от кризиса. Действительно, продавцы жаловались на большую кредитную нагрузку и резкое снижение спроса на аппараты. Аналитики прогнозировали, что в 2009 году падение может составить от 25% до 40%.

Это привело к тому, что на рынке начался настоящий передел. В сентябре 2008 года структуры Александра Мамута выкупили акции крупнейшего игрока – «Евросети» – у Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева. Затем 49% компании было приобретено «Вымпелкомом».

Тогда же активность в создании собственной сети проявил оператор МТС. Компания получила контроль над сетью «Точка», затем были приобретены сети «Телефон.Ру» и «Эльдорадо». Кроме того, компания подписывала договор о сотрудничестве с «Беталинком», но затем он был разорван, и ритейлер тихо скончался от нехватки денег.

Данные МТС согласуются с теми, которые приводил их главный конкурент в рознице – «Евросеть». В начале июля компания отмечала падение продаж на 36%.

В сотовой компании, тем не менее, настроены оптимистично. «Худшее уже позади», – заявил генеральный директор розничной сети МТС Сергей Румянцев. По его словам, оператор ожидает рост продаж во втором полугодии: в частности, за счет традиционно больших продаж в августе и в конце года.

Оптимизм компании разделяется не всеми игроками рынка. «Мы прогнозируем рост продаж во втором полугодии: за счет продаж в августе, когда начинается новый учебный год, и в декабре», – считает руководитель службы по связям с общественностью «Евросети» Ульяна Смольская. «Мы не ожидаем роста продаж во втором полугодии», – заявила ВЗГЛЯДу PR-директор «Связного» Елена Ноготкова.

Однако все игроки рынка отмечают, что скоро снова начнет расти число салонов, которое резко сократилось с началом кризиса.

«У компании есть планы по развитию, в частности, по увеличению числа салонов», – сказала Смольская. Сейчас у «Евросети» 3700 салонов в России и 600 точек в странах СНГ. МТС также собирается расширять свою сеть салонов: по словам Румянцева, до конца года она должна достигнуть 3500 точек. «Мы рассматриваем разные способы расширения сети, не только открытие собственных салонов», – заявил генеральный директор розничной сети МТС.

«Мы намерены довести число наших салонов до 2 тысяч до конца года», – заявила Ноготкова. Сейчас компания «Связной» владеет 1790 салонами.

Тимур Мухаматулин

Взгляд