23.07.2009

Где же кружка?

Кризис толкает людей от пива к более крепким напиткам

Кружка, кризис, пиво, крепкие напитки, Великобритания,  Ассоциация британских пабов, пивоваренная компания, ресторанный бизнес
Пенный напиток в России пьют
в основном на лавочках.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
За последний кризисный год в Великобритании закрылись 2377 пабов, более 20 тыс. сотрудников бывших пивных заведений лишились работы. Такие данные сообщила вчера Ассоциация британских пабов и пивоваренных компаний. Кризис сильно ударил по мировому ресторанному бизнесу, и Россия не стала исключением.

Доклад Ассоциации британских пабов и пивоваренных компаний неутешителен для этого вида бизнеса: из-за трудной экономической ситуации и высоких налогов в стране еженедельно закрываются 52 паба и темпы ликвидации таких заведений ускоряются. В России пиво любят, может быть, и не меньше, но пьют его чаще на лужайках, несмотря на законодательные запреты. Тем не менее рынок пивных все же есть, и его существование сейчас под большой угрозой. 

По данным маркетингового исследования московского рынка пивных ресторанов, проведенного ЭКЦ «Инвест-Проект», в 2008 году в столице работало около 40 премиальных заведений со средним чеком 50–70 долларов, порядка 550 более демократичных ресторанов, 29 сетевых. С четвертого квартала прошлого года, то есть с того момента, когда в России начался кризис, положительная динамика развития этого сегмента рынка стала резко меняться на отрицательную. «Ресторанный бизнес во всем мире является одним из наиболее рискованных, до 3–5- летнего юбилея доходит около трети заведений, естественно, кризис не оказывает на эту тенденцию положительного влияния», – объяснила «НИ» юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова.

По экспертным оценкам, емкость московского рынка пивных ресторанов по итогам 2009 года сократится и составит 473 млн. долларов (в 2008 – 509 млн.), а совокупная выручка будет около 353 млн. долларов. Специалисты прогнозируют общее сокращение этого сегмента рынка в этом году на 11%. Однако дела могут оказаться и гораздо хуже.

К сожалению, тенденция перехода на крепкий алкоголь всегда сопровождает трудные финансовые времена. Это обусловлено нелегким психологическим и экономическим состоянием граждан. Но как только ситуация выравнивается, люди снова начинают отдавать предпочтения менее крепким напиткам.

До кризиса российский рынок пива не считался насыщенным. У нас на душу населения приходится около 70 литров этого напитка в год. Для сравнения: скандинавы употребляют более 80 литров в год, а немцы – более 140, их опередили чехи, годовая норма которых – 160 литров. Потенциал у отечественной индустрии есть, но в кризис развитие маловероятно.

Для бизнеса это, конечно, плохо, а для обывателя – как сказать. О чрезмерной пропаганде пива говорят не первый день. Подростки с бутылками на лужайках – обычное явление. Так что, нам, скорее, нужно думать не о количестве пенного напитка, а о качестве его потребления.


ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Новые Известия