02.07.2009

Шестая волна исследования Synovate Financial Crisis Omnibus: вглядываясь в будущее с оптимизмом

Глобальная исследовательская компания Synovate представляет вашему вниманию результаты шестой волы исследования Financial Crisis Omnibus, созданного с целью изучить воздействие мирового финансового кризиса на повседневную жизнь и покупательское поведение россиян.

Шестая волна исследования была проведена в мае 2009 года. Желанное, хотя и запоздалое, весеннее солнце, тёплая погода и обилие праздников не могли не отразиться на настроении и поведении россиян.

Основным результатом майской волны исследования стал заметный рост оптимизма среди опрошенных россиян. В частности, по сравнению с апрелем вырос процент людей (с 51% до 55%), считающих, что хотя экономика страны и находится сейчас не в лучшей форме, ситуация наверняка исправится в ближайшее время.

Наметилось и определённое сокращение числа пессимистов. Если ещё в апреле 29% респондентов считало, что экономическая ситуация в стране в течение ближайших месяцев только ухудшится, то к маю их стало уже только 20%.

С большим оптимизмом российские респонденты стали смотреть и на свою личную экономическую ситуацию: 35% опрошенных (28% в апреле) уверены, что в ближайшие 12 месяцев их благосостояние только улучшится. В свою очередь, процент тех, кто считает, что их личная экономическая ситуация за тот же срок ухудшится, сократился на 5% (с 21% в апреле до 15% в мае), достигнув самого низкого уровня с августа 2008 года.

Q. Как изменится ваша личная экономическая ситуация в ближайшие 12 месяцев?



Q. Как изменится экономическая ситуация в стране в течение ближайших 12 месяцев?



Рост оптимизма не замедлил сказаться и на покупательском поведении и структуре расходов россиян. Если ещё в апреле 65% респондентов заявили, что за последние 6 месяцев им пришлось сократить свои расходы, то в мае их процент снизился до 55%. В то же время вырос процент людей (с 35% в апреле до 44% мае), которым вообще не пришлось сокращатьь свои расходы.

Более того, близость лета и ослабление давления кризиса привело к тому, что некоторые жители России позволили себе "расслабиться": с 46% до 41% сократился процент россиян смотрящих на ценники прежде, чем совершить покупку. Ещё заметнее снизился процент людей, сравнивающих цены на товары, прежде чем принять решение о покупке: с 53% до 54%.

Сократился процент и тех, кого кризис вынудил отказаться от покупки дорогостоящих продуктов питания и деликатесов: с 23% в апреле до 15% в мае.
Вместе с тем стоит отметить, что россиянам далеко до эйфории. В частности, процент людей, которые стали чаще совершать необдуманные в период с апреля по май вырос всего на 1% (с 3% до 4%).

Во время анализа отдельных групп товаров выяснилось, что в мае заметно выросла лояльность потребителей своим излюбленным брендам - большинство россиян планируют продолжить пользоваться товарами тех производителей, к которым они привыкли и не планируют переходить на более дешёвые аналоги. Особенно лояльны российские потребители к брендам чая, кофе, а также продуктов сделанным из круп и злаков.


Q. Планируете ли вы изменить привычный ассортимент товаров/продуктов?
- Не планирую менять привычный ассортимент и производителей приобретаемых товаров





Вместе с тем, когда речь зашла об экономии на определённых группах товаров, то выяснилось, что большинство опрошенных в мае россиян предпочитают экономить на алкогольных напитках (20%), косметике (18%) и консервированных продуктах (14%).

Однако, несмотря на временное отступление кризиса, россияне готовы к его возвращению. В частности 33% российских респондентов заявили, что если экономическая ситуация заставит, то они готовы отказаться от путешествий и поездок за рубеж, а 22% готовы воздержаться от покупки автомобиля и походов в кафе и рестораны с друзьями и близкими.