15.06.2009

У РЖД заканчиваются деньги

Компания может не выплатить дивиденды за 2008 год

Дмитрий Копылов - ВЗГЛЯД
Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД
Текст: Галина Камнева
РЖД из-за кризиса оказались в сложной ситуации. Чтобы не завершить год с убытками и поддержать высокие рейтинги, компании требуется значительная поддержка правительства и новые кредиты. Для сокращения издержек руководство компании, возможно, продаст акции дочерних компаний и не будет выплачивать дивиденды. Экономисты расходятся в оценках того, как сложится судьба монополии на конец года.

РЖД могут не выплатить дивиденды по итогам 2008 года, сообщил президент компании Владимир Якунин.

«Из-за резкого сокращения пассажироперевозок в РЖД приняли решение не повышать цену на билеты на летний период»

«Учитывая усложнившееся экономическое положение, собственник не будет настаивать на увеличении дивидендов. Не исключено, что собственник примет решение о нераспределении дивидендов», – сказал Якунин в четверг журналистам, передает РИА «Новости».

Компания «РЖД» оказалась в сложной ситуации.

В апреле компания сообщала, что по итогам 2009 года может получить чистый убыток в размере 49,7 млрд рублей, однако уже в мае эксперты утверждали, что убытки РЖД при неблагоприятном развитии событий могут достичь и 100 млрд рублей. В самой компании эту информацию не подтверждали, но и не опровергали.

Уже по итогам I квартала 2009 года выручка ОАО «РЖД» сократилась на 11,4% до 230 млрд рублей, чистый убыток составил 26,8 млрд рублей.

При этом снижение объемов перевозок пассажиров в текущем году ожидается от 10% до 15%. Таким образом, по словам вице-президента компании Михаила Акулова, РЖД планируют перевезти около 40,5 млн человек, что на 10% ниже уровня прошлого года.

Из-за резкого сокращения пассажирских перевозок в РЖД приняли решение не повышать цену на билеты на летний период.

«С учетом общей обстановки вместо того, чтобы, пользуясь своим правом повысить стоимость на пиковый сезон, мы приняли решение о том, что мы снижаем цену на билеты. Общее снижение достигнет 20–30%», – рассказал Якунин в мае.

Помимо этого, происходит и сокращение грузоперевозок, несмотря на то что РЖД притормозили рост тарифов (вместо запланированных 14% они увеличились лишь на 5%).

Так, в январе – мае компания снизила грузоперевозки на 26% до 473,9 млн тонн по сравнению с тем же периодом 2008 года. Снижение наблюдалось по всем направлениям, в частности внутренние перевозки сократились на 30,5%, международные – на 17,6%.

Напомним, в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено выделение РЖД 75 млрд рублей в уставный капитал, 50 млрд рублей из них – компенсация за снижение тарифов.

Изначально правительство собиралось выкупить допэмиссию РЖД на 50 млрд рублей – такова расчетная сумма потерь компании из-за менее высокого тарифа и спада грузопотока, сейчас оно готово выделить субсидии. Изменение механизма компенсации выпадающих доходов, возможно, позволит компании завершить год с прибылью в 700 млн рублей, сообщал журналистам в конце мая старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Дело в том, что в первом случае средства пошли бы просто в уставный капитал, во втором – они отражаются в доходах.

Тем не менее, несмотря на существенную правительственную поддержку, РЖД ощущают острую нехватку средств. В конце июля – начале августа текущего года компания хочет привлечь кредит у ЕБРР на 500 млн долларов сроком на 10–15 лет.

Также Всемирный банк предложил выпустить специальные облигации для РЖД под гарантии российского правительства, в свою очередь, РЖД предложили Всемирному банку купить свои облигации.

Сбербанк в конце мая предоставил РЖД кредит на 10,8 млрд рублей. Через неделю после этого монополия получила от Сбербанка еще 4 млрд рублей. Напомним, в конце февраля Сбербанк уже предоставлял компании кредит в размере 10 млрд рублей. РЖД также ведет переговоры с правительством о выпуске инфраструктурных облигаций объемом до 150 млрд рублей.

«Ориентир на этот год», – добавил Якунин, говоря о сроках выпуска.

Ранее правительство приняло решение о том, что РЖД выпустят так называемые инфраструктурные облигации объемом 150 млрд рублей. Однако, по словам Якунина, решение о выпуске этих облигаций принималось до того, как сложилась кризисная ситуация на финансовых рынках, «их нельзя было в полной мере назвать инфраструктурными».

Компания также не исключает возможность продажи в 2009 году акций дочерних компаний, в том числе первичное размещение акций ОАО «Трансконтейнер».

У экономистов нет однозначного ответа на вопрос о том, как сложится судьба железнодорожной монополии в ближайшей перспективе.

«Многое будет зависеть от того, что будет с рынком грузовых перевозок. Также важным моментом будет то, насколько конструктивно компания будет использовать полученные кредиты и прочую помощь», – рассказал ВЗГЛЯДу аналитик компании «Тройка Диалог» Кирилл Казанли.

По словам экспертов, майские показатели по грузоперевозкам лучше показателей предыдущих месяцев, но пока рано говорить о том, станет ли это трендом.

«Не исключено, что в IV квартале можно будет наблюдать увеличение грузоперевозок в РЖД. Если начнется улучшение, то потребность РЖД в дополнительной помощи государства отпадет, если же пойдем по более пессимистичному сценарию, то, вероятно, потребуются дополнительные средства», – подчеркнул эксперт.

Взгляд