15.06.2009

«Челноки» останутся в Китае

Пекин призывает своих граждан зарабатывать и тратить деньги дома

Китайцы готовы больше покупать.
Фото: AP
В конце прошлой недели Таможенная служба КНР опубликовала отчет, согласно которому в мае китайский экспорт упал на 26,4% по сравнению с аналогичными показателями мая прошлого года. Тем не менее экономисты всего мира сейчас внимательно наблюдают за происходящим в Поднебесной в ожидании первых признаков экономического оздоровления. Пекин же энергично борется с кризисом, переориентируя экономику на внутренний рынок.

Китай вступил в ВТО еще в ноябре 2001 года. С тех пор экономика и внешние инвестиции развивались семимильными шагами, в то время как рост уровня потребительских расходов был незначительным. Но теперь, во время всемирного экономического кризиса, китайцам волей-неволей приходится все больше полагаться на внутренний рынок, поскольку снижение экспорта стало серьезным препятствием для развития страны. Правительство оперативно отреагировало резким увеличением внутренних инвестиций. Результатом перемен в экономическо-финансовой политике стал значительный рост потребительских расходов, который помогает экономике оставаться на плаву.

По мнению большинства китайских аналитиков, для того чтобы восстановление экономики КНР носило некратковременный характер, власти страны должны предпринять шаги к тому, чтобы потребительские расходы оставались на стабильно высоком уровне и впредь. С другой стороны, инвестиционный бум внутри Китая не должен усиливать структурный дисбаланс. Хотя Таможенная служба КНР отмечает падение экспорта в мае этого года на 26,4%, инвестиции в более или менее надежные стабильные активы, такие, как дороги, фабрики и недвижимость, установили рекорд роста. Как сообщает Национальное бюро статистики, за первые пять месяцев 2009 года они выросли на 32,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Наиболее быстро росли инвестиции в железные дороги: в январе – мае они увеличились на 110,9% по сравнению с тем же периодом 2008 года.

Большую часть инвестиционного прироста обеспечивает правительственная программа поддержки бизнеса и банков. Розничные продажи в мае увеличились на 15,2%. Цены, по сообщениям китайских газет, постепенно снижаются. Одним из главных источников роста розничных продаж является автомобильный рынок. Несмотря на кризис и в отличие от авторынков других стран продажи машин растут благодаря разнообразным субсидиям властей. Особенно это заметно в сельских районах.

Прогресс по сравнению с первыми месяцами этого года налицо. Главный вопрос, который волнует сейчас экономистов: как долго экономика Китая сможет оставаться сильной без поддержки экспорта? Наиболее серьезное положение сейчас сложилось в экономических зонах Китая, ориентированных на внешний рынок. Зарплаты населения и прибыли предприятий там снизились, что, естественно, ограничивает рост потребительских расходов населения.

Китайский импорт в прошлом месяце снижался несколько медленнее экспорта. По сравнению с маем 2008 года он упал на 25,2%. Торговое активное сальдо КНР в мае увеличилось до 13,39 млрд. долларов, что на 250 млн. больше, чем в апреле. Правда, год назад оно было значительно больше – 16,37 млрд.

МАКСИМ СЕРГЕЕВ

Новые Известия