03.06.2009

Медиасмерти, медиакомы, медиазачатия - список жертв и прорывов

В июне 2009 вышли в свет издания для маргиналов, а именно - для заключенных и художников: "Российский тюремный журнал" и журнал Российской Академии художеств "Academia". Прогнозируемые тенденции, тенденциозные факты и фактические прогнозы медиарынка.

 "Российский тюремный журнал", как считает его главный редактор, правозащитник Андрей Бабушкин, "должен стать настольной книгой для тех, кто отбывает наказание, а также для тех, кто ждет осужденных дома". А журнал "Academia" "рассчитан не только на профессиональную художественную аудиторию, но и на тех, кому интересны история и современные тенденции визуального искусства - коллекционеров, любителей, студентов гуманитарных вузов, тех, кто занят культурным самообразованием".

На этом, в общем, можно было бы и закончить. Этими изданиями, наконец, охвачены те, кто по определению всегда в кризисе. Медиасообщество привычно плачет, перекрашивая черные траурные медиаленты в белые - по случаю. Обывателям просьба не беспокоиться.

Как недавно предрекал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, "время больших рекламных денег закончилось, наступает время большой экспертной журналистики". Время пошло: появляются издания, ориентированные на определенный круг читателей. И рекламодателей, соответственно. Независимые СМИ, получающие деньги от рекламы, а не от заинтересованных покровителей, стоят на краю бездны, и некоторые уже туда упали. По информации того же Минкомсвязи, за январь-февраль 2009 года количество рекламы в региональных СМИ сократилось на 30?40%, в марте-апреле - уже на 50?60%, а спрос на размещение рекламных материалов в женском глянце второго эшелона сократился на 50?70%. По данным экспертной комиссии АКАР, оценивающей объемы рынка рекламы в средствах ее распространения в России, в первом квартале 2009 года печатные СМИ потеряли 42% рекламных денег, собрав около 7,5 млрд рублей и недополучив примерно 5,7 млрд.

Вот краткий список жертв кризиса:

Журнал "Русская жизнь" - под вопросом, говорят, что до смерти осталось два номера.

Журнал Dazed&Confused - заморожен.

Журнал "Огонек" - исключение, в мае 2009 чудом спасен "Коммерсантом".

Журнал Interni, ИД Independent Media Sanoma Magazines - заморожен до осени, редакция отправлена в неоплачиваемый отпуск.

Женский еженедельник Gloria - выпуск приостановлен в феврале 2009.

Журнал о частных инвестициях Smart Money - закрыт в мае 2009.

Журнал Best Life - закрыт как убыточный проект в начале 2009?го.

Издание "Life" (Москва) - не выходит с 01.07.08

Научно-популярный журнал "Sync", ИД Gameland - за три года существования так и не вышел на самоокупаемость, закрыт.

Газета "Московский корреспондент" - вновь закрыта.

Музыкальный журнал "FUZZ" - как было официально сообщено, выпуск приостановлен до сентября для реорганизации.

Молодежный журнал "Молоток", ИД "КоммерсантЪ", - закрыт с 1 ноября "как неактуальный".

Журнал "Business week" - закрыт.

Газета "Ведомости" - собирается отказаться от приложений.

Журнал "Тренд" - закрыт.

Журнал "Большой город" - стал платным.

"Москва: инструкция по применению" - закрыты газета и ТВ-программа.

Журнал "Sim" - издание закрыто.

Журнал "Популярные финансы" - закрыт.

Журнал "Квадратный метр" - закрыт.

Журнал "CFO Russia" - закрыт.

Журнал "New Diet" - издание приостановлено.

"Votre Beaute" - издание приостановлено.

Журнал "Gala" - с января закрыт.

Юмористический журнал "Крокодил" - выпуск журнала приостановлен.

Журнал "Дуэль" - закрыт.

Журнал "Женщина за рулем" - закрыт.

Журнал "Viva!", ИД "Эдипресс-Конлига" - выпуск приостановлен.

"Interior Digest" - издание закрыто.

Журнал "Семейный бюджет" - закрыт с января 2009.

Газета "Новые Известия" - сокращено число полос, закрыто приложение "Pro Кино".

Как писал Adindex со ссылкой на Infox, газеты "Ведомости" и "Московский комсомолец" перевели часть сотрудников на четырехдневную рабочую неделю; "Аргументы и факты", "Твой день" и "Комсомольская правда" сократили от 15 до 30% сотрудников. "Ведомости", кроме того, уволили всех журналистов трех региональных филиалов, чистку региональных редакций проводили также "Российская газета" и "Коммерсантъ".

Но есть и хорошие новости. Пока вездесущий Руперт Мердок стращает народ, что все новости вскоре будут платными, наше Министерство связи и массовых коммуникаций России поддержало совместный проект двух информагентств большой тройки - РИА "Новости" и "Интерфакса", а также Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) - создание Федерального информационного пакета, единой бесплатной ленты федеральных новостей, ориентированной на те региональные издания, кому тяжко бремя платной подписки. Это - общие радости, но есть и частные: по информации mediaguide.ru, подписной тираж газеты "МК" ИД "Московский комсомолец" увеличился на 60%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Газеты "Жизнь" и "Твой день" стали выходить в полноцветном формате. В частности, на цветную печать перешли издания Санкт-Петербурга. "Эксперт" преобразился, перейдя на новый макет и дизайн обложки, также обновил дизайн и формат. ИД Forward Media Group запустило обновленную версию мужского журнала "Медведь". Издательский дом "ТехноМир" запустил "антикризисный" журнал, посвященный компьютерным и видеоиграм - "Игромания Лайт" формата А5, "усеченную" версию убыточной "Игромании".

Есть хорошие новости и из мира рекламной прессы. Журнал "Реклама. Outdoor Media" и медиаоператор MediaNet выпустили два сборника о наружной рекламе: "Наружная реклама: кейсы. Мировые идеи" и "Наружная реклама: форматы".

А прогнозы, согласно глобальному отчету GroupM, таковы: в 2009 году объем российского рекламного рынка снизится на 21,8% - до 208 млрд руб, по сравнению с прошлым годом. Доля ТВ-рынка снизится на 15%, а интернет-реклама вырастет на 5?15%. Отмечается снижение затрат на региональные печатные издания и резкое падение объемов наружной рекламы, начавшееся в первом квартале 2009 года и ожидаемое во втором квартале.

Анна Щетинина
www.adindex.ru