22.05.2009

Щиты вернулись к первому чтению

Теорию и практику просачивания сквозь административные барьеры владельцы рекламных щитов подняли до таких высот, о которых и не мечтают бизнесмены, работающие на других рынках. В конце прошлой недели думский комитет по экономполитике в 18-й раз за последние полтора года рекомендовал рассмотреть в первом чтении проект технического регламента "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения". Законопроект двигает депутат Сергей Железняк, бывший генеральный директор компании News Outdoor Russia, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы. Если регламент примут, около 30% рекламных конструкций в России попадут под снос, обрадовал депутат неискушенного наблюдателя.

Искушенные наблюдатели заулыбались. Они хорошо помнят, откуда у этого техрегламента растут ноги: с его помощью в News Outdoor довольно давно пытается легализовать конструкции, которые не соответствуют действующему ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений". Около 80% рекламоносителей в России сегодня установлены с нарушениями ГОСТа, что, опять же в теории, оставляет за властями право в любой момент потребовать сноса того или иного щита. Благодаря умению "наружников" находить компромиссы с местными властями эта угроза до сих пор остается призрачной: хотя ГОСТ действует с 2003 года, например, в Москве щиты, которые ему не соответствуют, продолжают стоять - демонтировано лишь несколько штук.

Осужденный, таким образом, может легко контролировать движения дамоклова меча, занесенного над рекламным бизнесом. В News Outdoor, однако, решили, что этот вопрос нужно вообще снять с повестки дня. В 2006 году компания пролоббировала внесение в принимавшийся тогда Думой новый закон "О рекламе" отсылочной нормы, по которой рекламная конструкция должна соответствовать требованиям технического регламента. Чтобы старый ГОСТ утратил силу, оставалось только написать и провести через Думу техрегламент. Чем и занялся избранный в Думу осенью 2007-го Сергей Железняк.

Ознакомившись с документом, который он внес в Думу, любой, кто хоть немного знаком с бизнесом наружной рекламы, не мог не умилиться. В законопроекте говорилось, что конструкции можно ставить на тротуарах, газонах, разделяющих транспортные потоки, а также в полосах отвода автомобильных и железных дорог, включая придорожную полосу. Документ разрешал размещать над проезжей частью конструкции с площадью одной стороны более 25 кв. м (площадь щита самого популярного в России формата 3х6 м - 18 кв. м), и определял минимальное расстояние от края проезжей части до ближнего края рекламоносителя в населенном пункте в 50 см. Для сравнения: в ГОСТе аналогичный норматив составляет 5 м, а ставить щиты, нависающие над дорогой, и использовать для размещения рекламоносителей разделительные газоны вообще запрещено. Правительство и государственно-правовое управление президента сочли рекламный либерализм, проявленный авторами техрегламента, неуместным и прошлой осенью дали на законопроект отрицательные отзывы. Однако комитет по экономполитике продолжал раз за разом выносить документ на первое чтение.

После заявления Сергея Железняка о сносе 30% щитов в России стало понятно, что техрегламент забуксовал окончательно. Все полтора года, что его документ продирался сквозь Думу, депутат был крайне скуп на комментарии по этой теме, старясь без нужды не светить этот вопрос в прессе. А тут вдруг отрекомендовал законопроект как направленный на борьбу с наружной рекламой не просто какому-то изданию, а информационному агентству, которое немедленно разнесло эту новость по всем газетам и журналам. Оказалось, что накануне заключение на проект техрегламента выдала думская комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Выдать заключение на законопроект ее попросил председатель Госдумы Борис Грызлов после того, как совет Думы в 17-й раз снял документ с первого чтения.

Заключение получилось жестким. В нем говорится, что одна из статей проекта не соответствует закону "О безопасности дорожного движения", что можно рассматривать как "нарушение баланса частных и публичных интересов": закон устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. "Превалирование в данной сфере частных интересов может привести к существенному ухудшению аварийной ситуации на дорогах России", - резюмируют авторы заключения, отмечая, что по результатам экспертизы они обнаружили в законопроекте ряд коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности.

Очередное первое чтение техрегламента пока запланировано на ближайшую пятницу. Вероятность того, что оно состоится, продолжает уменьшаться. Четыре дня назад соисполнителем по законопроекту стал комитет по безопасности Госдумы. Такое решение его члены приняли после того, как прочли заключение комиссии по коррупции и поняли, что нормы регламента непосредственно влияют на безопасность дорожного движения. Теперь руководству комитета по экономполитике, традиционно поддерживавшему законодательные инициативы Сергея Железняка, придется координировать свои действия с коллегами, которые также будут рассматривать документ на своих заседаниях и выдавать на него отзывы. Скептический настрой членов комитета по безопасности в отношении как проекта техрегламента, так и наружной рекламы в целом, может привести к тому, что щитов на улицах российских городов и вправду может стать меньше на треть. Владельцам щитов остается рассчитывать лишь на свое мастерство просачивания сквозь административные барьеры.



Тимур Бордюг, Slon.ru