15.05.2009

Аппетиты «офисного планктона»

Безработные россияне мечтают о быстрой и легкой прибыли

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
По данным Роструда, в апреле этого года в России насчитывалось 2,27 млн. безработных. И это только граждане, официально зарегистрировавшиеся в службах занятости населения. Не исключено, что реальное число людей, оставшихся без работы, в несколько раз больше. Однако, как отмечают сотрудники служб занятости, многие россияне, потерявшие свои рабочие места, вовсе не стремятся трудоустроиться.

У оставшихся без постоянного заработка россиян есть несколько вариантов. Искать работу через друзей и родственников, зарегистрироваться в службе занятости населения и ждать, пока найдется работа по специальности, уехать в другой город, где их профессия более востребована, или же переквалифицироваться. Но большая часть «офисного планктона» выбирает альтернативный вариант: сидеть дома и ждать, когда желанную вакансию им преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой.

Ценный менеджер по перекладыванию бумажек

Москвичка Ирина Толстоноженко как раз из тех, кого карьеристы презрительно называют «офисным планктоном». На данный момент – безработная. «Я, конечно, пыталась найти работу, но либо условия труда мне не нравились, либо зарплата предлагалась слишком маленькая, – вздыхает в беседе с репортером «НИ» девушка. – До кризиса я зарабатывала 50 тысяч в месяц, сейчас больше 20 редко где найдешь. Я не могу до такого опускаться». На вопрос, на что она живет, Ирина пожимает плечами: «Предки помогают. Я у них единственный ребенок».

Таких историй сотни тысяч, и происходят они не только в мегаполисах. Люди упорно не желают искать новую работу, причем не только из-за собственной лени. «Перечень предлагаемых службой занятости мест мало привязан к реальной ситуации на рынке, особенно в регионах. Там редко проводится оценка долгосрочных экономических перспектив, и граждан либо переучивают на специальность, позволяющую «шабашить», например, на водителя или промышленного альпиниста, либо на профессии, не востребованные на рынке», – рассказал «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин.

Небольшое пособие по безработице (максимальный его размер четыре месяца назад установлен на уровне 4,9 тыс. рублей), длинные очереди, сбор справок и печатей – все это отпугивает потерявших работу граждан, считает депутат Шеин. А если человек при этом живет в сельской местности, то постоянные поездки в райцентр и вовсе загонят его в долги.

Впрочем, проблема не столько в неправильном подборе специальностей или недостаточно эффективной работе бирж труда. Сами граждане относятся к переучиванию настороженно. Как отмечают эксперты, россияне часто мыслят так: меня на работу еще не взяли, так с какой стати я должен тратить какие-то деньги? Убедить их в том, что деньги будут вложены, прежде всего, в них самих и в их будущую карьеру, непросто.

А уж если смена профессии подразумевает понижение социального статуса, то желающих вообще не остается. Винить в этом, по мнению г-на Шеина, стоит государственную политику, которая часто позиционирует представителей рабочего класса как людей второго сорта. «Посмотрите зарубежные фильмы, там часто главные герои – рабочие, – говорит он. – У нас же – или буржуа, или управленцы. Поэтому, увы, быть менеджером по перекладыванию бумажек у нас престижно. А электриком – нет».

Казалось бы, чего проще – не изменяй любимому, но не популярному делу, а переезжай в другой город, где профессия востребована. Но не тут-то было. Для начала работодатель, предлагающий не только место, но и ключи от квартиры, – скорее исключение из правила Поменять место жительства тяжело и чисто психологически. «Не в Индии кастовое сознание, а у нас, – выразила «НИ» свое мнение тренер-консультант консалтинговой группы «СЭТ» Татьяна Мужицкая. – В России считается позором переехать из Москвы в провинцию, обратно в родной город».

Где много платят за красивые глаза

Рынок на сложившуюся ситуацию отреагировал моментально. Невероятной популярностью стали пользоваться курсы под названием «Как получать много денег за красивые глаза», услуги колдунов, обещающих снять «венец безденежья», а также компании, сулящие высокий заработок. «Сейчас для нас самое лучшее время заявить о себе, – признался «НИ» менеджер интернет-магазина металлодетекторов «Золотая жила» Анатолий. – Хоть объемы продаж и упали немного с началом кризиса, товар наверняка будет востребован, тем более что сейчас подходящий для поиска кладов сезон». Эксперты также предрекают бум сетевого маркетинга. Обычно новые сотрудники приходят туда именно из-за обещанных златых гор в обмен на небольшие денежные вложения. Конечно, успеха можно достичь и предугадывая курс доллара, но для этого надо долго и упорно работать. Впрочем, об этом реклама скромно умалчивает.

Причины лени россиян, попавших под сокращение, надо искать в нашей истории. «Сказку про Емелю на печи не сочинили бы, если б не было мечты о халяве в русском историческом прошлом, – считает г-жа Мужицкая. – Вспомните Обломова – чем не «клон» Емели? К тому же советский опыт научил нас, что не стоит высовываться, проявлять какую-то инициативу, потому что это может быть небезопасно».

Психологи выделяют еще одну причину, по которой потерявшие работу граждане не спешат на биржу труда. «Отличие нашего менталитета от США, где господствует тип self made man, в том, что туда ехали активные люди, которые понимали, что это шанс начать новую жизнь и все зависит только от них. У россиян же на подсознательном уровне выработан рабочий принцип «то густо, то пусто». Либо трудимся 24 часа в сутки месяцами, либо так же лежим на диване, – говорит Татьяна Мужицкая. – И у многих сейчас наступил период безделья».

Резюме атакуют

Плюнуть на трутней и не обращать внимания, к сожалению, не получится. По словам экспертов, безработные и ленивые россияне невероятно осложняют поиск работы для грамотных специалистов. «Если раньше присылали 10 – 20 резюме на одну вакансию, то теперь приходит по 30 – 50 откликов, – пояснила «НИ» руководитель исследовательского центра портала Superjob Наталья Голованова. – Охотники за головами просто задыхаются в этой кипе документов и запросто могут проглядеть по-настоящему ценного сотрудника. Менеджеры, конечно, тоже нужны, но компании стали отдавать предпочтение тем, кто может что-то большее, чем снять трубку телефона. А 75% «офисного планктона», кажется, даже не думают, куда резюме отправляют. Им просто понравилась строка «зарплата», а на требования к квалификации они не обращают внимания».

Г-жа Голованова считает, что засилье «емель» грозит катастрофическими последствиями. Квалифицированный персонал-то по-прежнему нужен, но подобрать его из-за засилья клерков-бездельников не получается. Сейчас, в условиях, когда компаниям, как никогда, не с руки кормить халявщиков, это может обернуться катастрофическими для предприятия последствиями. АННА СЕМЕНОВА

Новые Известия