06.05.2009

Дочки или дилеры: какая розница?

Российский рынок сотового ритейла кардинально меняется. Переход от независимой розницы к операторской не завершен, но основные черты можно увидеть уже сейчас

На Западе сотовые компании обыкновенно продают свои sim-карты в собственной розничной сети, часто вместе с субсидированным телефоном (так называемая монобрендовая модель). Россия пошла другим путем: рынок поделили независимые сети салонов сотовой связи, в которых продавались контракты всех операторов и телефоны любой марки (мультибрендовая модель). По данным Mobile Research Group (MRG), в середине прошлого года из 18 500 салонов лишь 2350 (около 13%) были монобрендовыми. Через такие салоны, по оценке аналитика J'son & Partners Сергея Савина, до кризиса продавалось порядка 15% контрактов. Операторы предпочитали пользоваться услугами независимых ритейлеров, не желая брать на себя риски и расходы чужого для них торгового бизнеса.

Проще платить комиссию. В 2008 г. МТС, как следует из ее отчетности, за одного привлеченного абонента отдавала дилерам в среднем $14,3. Бывший президент крупнейшей в России сети сотового ритейла «Евросеть» Элдар Разроев говорит, что сейчас средняя дилерская комиссия колеблется в районе $12-15. Президент МТС Михаил Шамолин называет диапазон $10-15. Недавнее соглашение «Евросети» с «Мегафоном» заключено из расчета $20 за абонента. Часть комиссии сеть обычно получает с продажи контракта, часть — в виде процента от выручки с абонента в течение некоего периода (у МТС — половина выручки за первые шесть месяцев, при этом есть ограничение по максимальной сумме выплат в зависимости от региона и дилера, рассказывает Шамолин; похожие схемы в «Вымпелкоме» и «Мегафоне»). Распространять контракты через независимых дилеров выгоднее, чем развивать собственную розницу, говорит Шамолин.

Олег Сальманов

далее...

Ведомости