14.04.2009

Кому на рекламе жить хорошо

Глобальному рынку предсказали один путь, а российскому - два

Прогнозы во время кризиса - дело неблагодарное, особенно когда речь заходит о рекламном рынке, считают российские эксперты. Однако это не мешает ряду профессиональных агентств оценивать объемы глобальной и местной индустрии. Так ZenithOptimedia еще неделю назад рассекретило свой прогноз по России. Правда, как оказалось, 6 апреля аналитики раскрыли только пессимистичный сценарий. Выходит, что в отличие от остальных стран, отечественному рынку теперь каждый раз предсказывают два пути.

Согласно обновленным данным ZenithOptimedia за 2009 год, рекламный рынок в мире упадет почти на 7%. В отчете аналитиков компании указывается, что свои коррективы в прогноз внесли последствия кризиса на развивающихся рынках. Например, в России, агентство вновь пересматривает оценки и констатирует еще больший спад. К слову, отечественный рекламный рынок оказался самым непредсказуемым в мире. Для него московский офис ZenithOptimedia как и в прошлый раз разработал два сценария.

Мир на перепутье

ZenithOptimedia предсказало глобальному рынку в 2009 году спад на 6,9% (в декабрьском прогнозе указывался рост 0,2%). По мнению аналитиков, самый большой урон кризис нанесет Центральной и Восточной Европе. Здесь падение по сравнению с 2008 годом приблизится к цифре 14%.

Специалисты связывают удручающее положение дел с поведением местных валют к доллару. «На многих рынках оценка расходов происходит в долларах, а медиабаинг в местной валюте, которая ослабла в конце прошлого - начале этого года», - комментируют в ZenithOptimedia, добавляя, что текущая ситуация имеет тенденцию к стабилизации.

Рекламные расходы по регионам (US$ млн)


2007

2008

2009

2010

2011

Северная Америка

188 300

181 269

166 299

163 811

165 768







Западная Европа

120 177

118 894

110 875

112 090

115 835







Азия, Тихоокеанский рег.

99 583

102 584

99 071

101 704

108 480







Центральная и Восточная Европа

31 634

35 071

30 190

31 559

34 547







Латинская Америка

26 422

29 676

29 070

31 128

32 969







Африка/Ближний Восток/остальной мир

15 931

19 241

17 750

19 664

23 069







Весь мир

482 047

486 734

453 254

459 956

480 668

Источник: ZenithOptimedia

Рекламные расходы по регионам - изменения (%)



2007 v 06

2008 v 07

2009 v 08

2010 v 09

2011 v 10

Северная Америка

2.7

-3.7

-8.3

-1.5

1.2

в том числе США

2.5

-4.1

-8.7

-1.7

1.1







Западная Европа

6.0

-1.1

-6.7

1.1

3.3







Азия, Тихоокеанский рег.

6.8

3.0

-3.4

2.7

6.7







Центральная и Восточная Европа

22.4

10.9

-13.9

4.5

9.5







Латинская Америка

16.3

12.3

-2.0

7.1

5.9







Африка/Ближний Восток/остальной мир

22.6

20.8

-7.7

10.8

17.3







Весь мир

6.7

1.0

-6.9

1.5

4.5

Источник: ZenithOptimedia

Россия на распутье

Оптимистичное развитие событий предполагает, что в 2009 году российская индустрия сократится на 15% к 2008 году. Исходя из пессимистичного прогноза (который и был озвучен в начале апреля) - рынку грозит 24% падение. Согласно ему же, наибольшее сокращение ожидает отрасли печатных СМИ и радио (-40%), наименьшее - интернет (0%).

Впрочем, от оптимистичных подсчетов декабря не осталось и следа. Тогда ZenithOptimedia предсказывало рост 5%. Сегодня - падение на 15%. В списке медиа значительно комфортнее стало только интернету с динамикой 12%. Остальные медиа, по мнению аналитиков, справиться с кризисом пока не в силах. Даже пресловутое телевидение может потерять прошлогоднии позиции на 5%.

ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ:
Объем рекламы в средствах ее распространения (млн. рублей)


2006

2007

2008

2009

Телевидение

        85900

 

        112500

        137600

131 000

Печатные СМИ

          44600

          51900

          57600

38 700

Радио

          12500

          14900

          14000

9 400

Наружная реклама

          33100

          40400

          45800

35 900

Интернет

            2900

           5700

           7500

8 400

Прочие носители

            1800

           3100

           4500

3 800

ИТОГО

        180800

        228500

        267000

227 200

Источник: ZenithOptimedia

ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ:
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)


2006

2007

2008

2009

Телевидение

30%

31%

22%

-5%

Печатные СМИ

13%

16%

11%

-33%

Радио

47%

19%

-6%

-33%

Наружная реклама

25%

22%

13%

-22%

Интернет

60%

97%

32%

12%

Прочие носители

44%

72%

45%

-16%

ИТОГО

27%

26%

17%

-15%


Источник: ZenithOptimedia
ПЕССИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ:
Объем рекламы в средствах ее распространения (млн. рублей)


2006

2007

2008

2009

Телевидение

          85 900

        112 500

        137 600

        116 960

Печатные СМИ

          44 600

          51 900

          57 600

          34 560

Радио

          12 500

          14 900

          14 000

           8 400

Наружная реклама

          33 100

          40 400

          45 800

          32 060

Интернет

            2 900

           5 700

           7 500

           7 500

Прочие носители

            1 800

           3 100

           4 500

           3 375

ИТОГО

        180 800

        228 500

        267 000

        202 855


Источник: ZenithOptimedia

ПЕССИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ:
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)



2006

2007

2008

2009

Телевидение

30%

31%

22%

-15%

Печатные СМИ

13%

16%

11%

-40%

Радио

47%

19%

-6%

-40%

Наружная реклама

25%

22%

13%

-30%

Интернет

60%

97%

32%

0%

Прочие носители

44%

72%

45%

-25%

ИТОГО

27%

26%

17%

-24%

Источник: ZenithOptimedia

Прогноз прогноза

ZenithOptimedia прогнозирует, что, начиная со следующего года глобальный рекламный рынок начнет выходить из депрессии. Его рост в 2010 году составит 1,5%, а в 2011 - 4,5%. При этом агентство предупреждает, что «значения могут меняться по мере поступления новой информации». В прошлом году сценарий от ZenithOptimedia менялся три раза.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru