09.04.2009
Лого Synovate

Четвёртая волна исследования Synovate Financial Crisis Omnibus: переживем кризис за чашкой чая

Synovate Russia публикует результаты четвёртой волны исследования Financial Crisis Omnibus, посвящённого влиянию экономического кризиса на жизнь российских потребителей. В рамках четвёртой волны исследования (февраль 2009 года) специалисты Synovate опросили 1200 респондентов в возрасте от 18 до 64 лет из крупных городов России.

В целом тенденции, наметившиеся в августе 2008 года, нашли своё продолжение в феврале 2009 года. Число пессимистов в стране стало еще больше: 35% (в ноябре 2008 года - 25%) респондентов согласились с тем, что в ближайшие 12 месяцев экономическая ситуация в их стране будет только ухудшаться. И всего лишь 3% россиян верит в то, что у их страны сильная экономика. Любопытно отметить, что 64% россиян рассчитывают на то, что в грядущие месяцы кризис их никак не затронет.

Тем не менее, несмотря на то, что более половины россиян уверены, что кризис не коснётся их в ближайшие 12 месяцев, находятся и те, кто начинает делать запасы продовольствия на "чёрный день". В феврале 16% респондентов сообщили нам, что начали запасаться продовольствием на тот случай, если цены вырастут ещё больше. Особенно этим обеспокоены жители Москвы, Урала и Западной Сибири - в основном рабочий класс и пенсионеры.

На 12% (с 32% до 44%) с ноября прошлого года увеличилось число россиян, которые из-за нехватки средств и неуверенности в завтрашнем дне были вынуждены отложить важное жизненное решение (рождение ребенка, покупка квартиры, получение образование и т.д.).

Февраль 2009 года в целом ознаменовался некоторым отступлением кризиса в России, что связано в первую очередь со временной стабилизацией рубля по отношению к бивалютной корзине. Подобная "ремиссия" не замедлился сказаться на покупательском поведении россиян. В частности, процент россиян, которых кризис вынудил перейти на приобретение более дешёвых товаров в основных категориях (молочные продукты, крупы, чай и т.д.), с ноября 2008 года по февраль 2009 года сократилось на 4%.

Что же касается тех, кто ещё колеблется - покупать ли им более бюджетные товары или продолжать приобретать привычные бренды, доля этих людей за последние четыре месяца не изменилась и составляет в среднем 11%.

Вместе с тем, рецессия не могла не отразиться на потреблении некоторых категорий товаров. В частности, по сравнению с ноябрём прошлого года и январём 2009 года россияне стали заметно меньше тратить на:

- безалкогольные напитки (в ноябре 2008 года их потребление сократили 7%, в феврале 2009 года уже 13% россиян)
-алкогольные напитки (пиво, вино, крепкие спиртные напитки) (7% в ноябре прошлого года, 18% - в феврале 2009 года)
- косметику (с 7% до 14%)
- консервированные продукты (с 5% в ноябре 2008 года до 11% в феврале 2009 года )



Однако не все категории товаров столь подвержены воздействию кризиса - россияне тратят на горячие напитки, такие как чай и кофе столько же, сколько тратили всегда - ведь эти напитки можно назвать поистине народными. Сила привычки и особенности нашего климата, а также широкий выбор относительно доступных по цене марок играют решающую роль в постоянстве потреблении этой категории напитков.
Более того, процент тех, кто решил не изменять своим привычкам в потреблении чая и кофе, вырос на 10% только за период с января по февраль 2009 года!


Q. Как изменил ваши затраты на горячие напитки (чай, кофе)?



Тем не менее, даже незначительное улучшение экономической ситуации оказало воздействие на некоторых россиян: по сравнению с ноябрём 2008 года, процент людей, не способных воздержаться от трат даже несмотря на сложную экономическую ситуацию, вырос на 11% (с 30% в ноябре до 41% в феврале).

Но, несмотря на некоторую экономическую стабильность, россияне по-прежнему следят за новостями экономики и биржевыми сводками. В частности процент россиян, регулярно наблюдающих за биржевыми сводками, вырос с 15% в ноябре 2008 года до 23% в феврале 2009 года.

В целом февраль 2009 года наметились некоторые тенденции, но какие-то глобальные выводы пока делать рано, так как российская экономика "дна" пока не достигла.