01.04.2009

Россияне снимают стресс от кризиса сигаретами и шоколадом

А экономить стали на еде, одежде и лекарствах, выяснил ВЦИОМ

Финансовый кризис сурово прошелся по россиянам. За последний месяц у 56% семей уменьшились доходы. Таковы данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Еще 85% россиян столкнулись с ростом цен на продукты и услуги. Люди вынуждены экономить в первую очередь на еде, одежде и лечении.

МОСКВИЧИ ПОВЕРИЛИ В ПРОБЛЕМЫ

- Кризис ударил по всем россиянам, но неодинаково, - говорит директор ВЦИОМа Валерий Федоров. - Бедные стали беднее. Зажиточные и обеспеченные люди тоже стали жить скромнее, но в меньшей степени.

ВЦИОМ сравнил данные опросов нынешнего февраля с февралем 2008 года. Количество бедных россиян, которым не хватает денег даже на продукты, выросло почти в два раза - с 8 до 14%. С 28 до 32% увеличилась доля граждан, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения. В то же время сузилась с 46 до 39% средняя прослойка людей, располагающая деньгами на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования для которых является проблемой. Индекс материального положения российских семей, рассчитываемый  ВЦИОМом, вернулся на уровень 2005 года.

Испытанием стало падение курса рубля. В январе люди наконец-то поняли, что ослабление национальной валюты бьет по карману: если в декабре наличные рублевые сбережения уменьшились на 75,5 млрд. рублей, то в январе сразу на 603,4 млрд. рублей. Рублевые вклады «похудели» на 234 млрд. рублей.

- В конце прошлого года правительство дало четкий знак - рубль будет девальвироваться. Спасайте сбережения кто как может! - вспоминает директор Института социальной политики Сергей Смирнов. - Одни люди кинулись переводить рублевые вклады в валютные, другие пустили заначки на покупки.

На январь пришелся потребительский пик. В первый месяц года расходы на оплату товаров и услуг подскочили до 90,8% (для сравнения: в декабре не достигали даже 66%). Продажи товаров длительного пользования выросли на 2,6%, продуктов - на 1,9%.

А затем покупательский ажиотаж пошел на спад. К сожалению, подробных результатов об итогах февраля пока нет. Но данные Росстата говорят, что оборот розничной торговли за этот месяц упал на 4,3%.


Статистика ВЦИОМ

 

ПРОВИНЦИЯ ЖИВЕТ ХУЖЕ, ЧЕМ ГОД НАЗАД

- До середины февраля большинство семей пыталось сохранить повседневное потребление на привычном для себя, докризисном уровне, - комментирует Андрей Федотов, гендиректор компании «Ромир Панель», где регулярно подсчитывают домашние расходы россиян. - Люди, конечно, экономили на походах в рестораны и поездках за границу, но не ужимались в покупке продуктов. Месяц назад картина начала меняться.

В последние годы доходы россиян ежегодно поднимались на 30 - 50%. Москвичи в ноябре, декабре и январе тратили в полтора раза больше, чем в те же месяцы годом раньше. Жители других городов-миллионников сорили деньгами не столь активно, расходы в регионах поднимались на 20 - 25%. В марте цифры изменились. В Москве темпы роста потребления упали до 20%, в регионах - до 15%. Если учесть, что за последние двенадцать месяцев цены на продукты выросли почти на 18%, провинциалы уже живут хуже, чем в начале 2008 года.

Социологи вычислили первые потери семейных бюджетов.

- В первую очередь люди откладывают покупку бытовой техники, компьютера, машины и мебели, - говорит директор по работе с клиентами компании КОМКОН Нелли Мамян. - Если говорить о питании вне дома, спорте, досуге, большинство людей все-таки продолжают этим пользоваться, но сокращают расходы. К примеру, только 20% тех, кто хотя бы иногда питался в кафе и ресторанах, стали себе отказывать в этом по причине кризиса, зато 53% стали меньше тратить и выбирать более дешевые заведения.

Элитные рестораны - одна из главных жертв кризиса. По оценкам рестораторов, общепит премиум-класса потерял за последние месяцы от 30 до 80% выручки. Руководство вынуждено снижать расценки. А меньше всего, пожалуй, падение спроса ударило по сотовым компаниям и автозаправкам. Да, россияне меньше общаются по мобильной связи и покупают бензин, но совсем от них не отказываются.


Статистика ВЦИОМ

 

ЛУЧШИЙ ПОДАРОК - КОРОБКА КОНФЕТ?

Как обстоят дела с другими покупками? Спрос на антистрессовые товары - сигареты и шоколадные конфеты - поднялся на 3 - 5%. Популярность сладостей в компании «Ромир Панель» объясняют еще одной причиной: конфеты в коробках заменили более дорогие подарки. К примеру, если раньше на праздник дарили сотовый телефон, то теперь многие обходятся сладостями.

Хлеб пользуется стабильным спросом. А продажи других продуктов пошли на спад, но не все одинаково. Так, макароны дороже 75 -  80 рублей за килограмм россияне все чаще обходят стороной, а дешевые сметают с полок магазинов. Все большей популярностью пользуются товары, которые выходят под марками торговых сетей, они, как правило, дешевле.

В то же время люди покупают меньше майонеза, но на более бюджетные марки не переходят. Не видят эксперты массового перетекания потребителей с деликатесов на недорогие сосиски и колбасы.

По данным компании Profi Online Research, 41% россиян стали чаще пользоваться магазинами-дискаунтерами, 34% покупают те же товары, но реже. Еще 17% опрошенных переходят на более дешевые марки, а 8% закупают продукты оптом.

Что нас ждет в дальнейшем?

- Летом расходы населения стабилизируются. Это происходит каждый год за счет снижения цен на овощи, фрукты и другие продукты, - прогнозирует Андрей Федотов. - А осень покажет, насколько успешна антикризисная программа правительства. Если закачанные в экономику бюджетные деньги принесут результат, то люди почувствуют облегчение, и расходы населения пойдут вверх. Если выход из кризиса будет так же призрачен, как и сейчас, то россияне продолжат затягивать пояса. Ведь сокращение производства и зарплат не стимулирует торговлю.

Александр ЗЮЗЯЕВ

Комсомольская правда