03.03.2009

Проект GAZ Siber заканчивается, не успев начаться

GAZ Siber Группа ГАЗ Олега Дерипаски впервые раскрыла свое текущее финансовое состояние и структуру долга, пишет "Коммерсант". В презентации для держателей ее облигаций говорится, что в 2008 году группа ожидает чистый убыток в 5,2 миллиарда рублей (в 2007 год группа показала прибыль в 7,2 миллиарда). Как прогнозирует ГАЗ, в 2009 году чистый убыток вырастет почти втрое - до 16,7 миллиарда рублей.

Из-за кризиса ГАЗ отказывается от "нерентабельных производств", сказано в презентации. С 2010 года группа намерена прекратить выпуск седана GAZ Siber, созданного на платформе Chrysler. Его производство Siber было запущено летом 2008 года, но уже к осени стало ясно, что оно нерентабельно. Для выхода на безубыточность надо собирать не менее 100 тысяч Siber в год, тогда как в 2008 году было собрано не более нескольких тысяч машин.

Чтобы сделать рентабельным Siber, группа собиралась дозагрузить его конвейер контрактной сборкой иномарок, но переговоры об этом с GM и Chrysler результатов не дали. ГАЗ также собирался вложить до $1 миллиарда долларов в разработку бюджетного автомобиля, который составил бы конкуренцию Renault Logan, но и этот проект не стартовал. Выпуск "Волг" ГАЗ остановил еще осенью прошлого года, не сумев снизить цену на эти машины.

Общая долговая нагрузка ГАЗа на 19 февраля составляла 45 миллиардов рублей, из них 23 миллиарда следует погасить уже в первом квартале. "У группы отсутствуют денежные средства на погашение этой задолженности",- сказано в презентации. В целом до конца декабря 2009 года ГАЗу предстоит погасить не менее 80% общей задолженности, то есть 36 миллиардов рублей.

Крупнейшие кредиторы группы - госбанки, они держат более трети ее долга. Всего кредиторов двенадцать: помимо ВТБ, ВЭБа и Сбербанка, это Газпромбанк, "Абсолют банк", Альфа-банк, Коммерцбанк, Кредит Европа банк, Петрокоммерц, Райффайзенбанк, Сведбанк и "Уралсиб".

ГАЗ предлагает кредиторам пролонгировать кредиты как минимум на пять лет с заморозкой выплат по основному долгу на два года. Поскольку "все активы группы ГАЗ заложены", говорится в ее презентации, дополнительным обеспечением по кредитам могут стать только госгарантии. Максимальный размер госгарантий - 10 миллиардов рублей, так что они покроют не более четверти долга группы ГАЗ. Но решений о выдаче даже этих гарантий не принято. Михаил Лямин из Банка Москвы считает "вполне вероятным то, что в результате всей этой истории контрольный пакет ГАЗа окажется у одного из кредиторов".

Между тем, президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин заявил журналистам, что информация о закрытии производства GAZ Siber не отвечает действительности, сообщает агентство "Росбалт".

"Автомобиль Siber имеет право на жизнь. Надо сказать, что у этой машины недообъявленный ресурс. А что касается отсутствия государственной поддержки по продвижению Volga Siber, то хороший автомобиль не нуждается в подобной помощи", - сказал президент "ГАЗа".

Напомним, что GAZ Siber не попал в список автомобилей, кредиты на покупку которых государство будет дотировать потребителю. Правда, эта модель есть в списке автомобилей, которые могут приобретаться организациями через госзаказ.