18.02.2009

Повышение иммунитета -- главная причина обращения потребителей к витаминам и БАДам: Исследование Nielsen

Почти половина американцев употребляют витамины и диетические добавки каждый день, но европейцы настроены скептически

Как показали результаты глобального онлайн исследования Nielsen, 40% потребителей употребляют витамины и диетические добавки, но менее 60% из них делают это на регулярной основе. В ходе исследования компании Nielsen, посвященного витаминам и добавкам, были опрошены регулярные Интернет-пользователи в 52 странах мира, включая Россию, чтобы выявить отношение потребителей к этим товарам и основные причины их применения.

Применение витаминов и диетических/пищевых добавок более распространенно в Северной Америке и Азии, нежели в Европе и Латинской Америке. Самый высокий уровень их применения зафиксирован на Филиппинах и в Тайланде, где две трети опрошенных (66%) употребляют витамины и добавки. Ненамного отстает от них и США - 56%. В России, как показал онлайн опрос, витамины и диетические добавки применяют 50% респондентов, и главным образом - для повышения иммунитета.





Больше всего "последовательных" потребителей проживает в США: здесь 44% всех участников исследования сообщили, что употребляют витамины/добавки на ежедневной основе. Для сравнения, в нашей стране тех, кто принимает витамины каждый день, -- 26% всех опрошенных, -- что в два раза меньше, чем в США. Но это не самый низкий результат среди всех стран, где проводилось исследование Nielsen. В некоторых странах Западной Европы, таких как Италия и Испания, лишь 8% принимают витамины/добавки каждый день.

Анализируя ответы респондентов, можно проследить ярко выраженную тенденцию: представители большинства стран с более зрелой экономикой -- Западной Европы и Северной Америки -- если уж применяют витамины, то делают это на ежедневной основе, в то время как потребители из Азии и Ближнего Востока употребляют их реже. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что на частоту приема витаминных препаратов может оказывать влияние как экономические аспекты, так и мотивы их применения, выявленные в разных регионах мира.





В ходе исследования мы спросили у респондентов, почему они употребляют витамины и пищевые добавки, предложив им несколько вариантов ответа. Более 60% участников исследования Nielsen указали 'повышение иммунитета' в качестве главного мотивирующего фактора для приема этих препаратов. Такой ответ лидировал в 39 из 52 стран, в том числе и в России, где такой ответ дали 80% опрошенных. Другие наиболее часто встречающиеся ответы -- 'в целях профилактики заболеваний' и 'чтобы обеспечить сбалансированность питания'.

"Витамины действительно принимают не круглый год, а в основном поздней осенью, зимой, ранней весной, когда повышается вероятность простудных заболеваний, -- для повышения иммунитета или для того, чтобы восстановиться после болезни. А в летний период, как правило, их потребление снижается", -- комментирует особенности потребительского поведения Ирина Кулюхина, ведущий эксперт по фармацевтическомй рынку Отдела потребительских исследований компании "Nielsen Россия".



На втором месте по значимости для российских потребителей и со значительным отставанием от мотива ' повысить иммунитет' -- стремление обеспечить сбалансированность рациона питания (48%) и/или восполнить недостаток витаминов (47%).

Интересно отметить, что в США более 62% выбрали пункт 'чтобы обеспечить сбалансированность питания'. Это отражает позиционирование категории в США, где мультивитаминным продуктам оказывают серьезную маркетинговую поддержку, и американцы используют этот продукт, чтобы восполнить однообразие рациона питания. Следующая за США страна, в которой этот ответ был столь же популярен, - Япония (60%).




В то же время тех, кто не принимает никакие витамины/добавки, значительно больше. И почти половина из них объясняют это тем, что не видят в этом необходимости. Такой ответ был в числе самых популярных в 42 из 52 стран, где проводилось онлайн исследование Nielsen, и больше всего скептиков оказалось в европейских странах, в том числе и в России (такой ответ здесь дали 55% из тех, кто не принимает витамины/добавки).

Исследование Nielsen показало, что в целом в Европе потребители более скептически настроены по отношению к применению витаминных препаратов/добавок. Достаточно посмотреть на список стран, где оказалось больше всего респондентов ответивших, что не видят необходимости в приеме препаратов. В девяти странах, где более 40% респондентов ответили, что не видят в этом смысла, шесть - из стран Западной Европы, в их числе и крупнейшие: Франция, Испания и Германия.



Исследование Nielsen выявило, что в России потребители затрудняются с выбором витаминов/БАДов и с трудом ориентируются в представленном разнообразии витаминов и диетических добавок, что неудивительно, учитывая, что только новых БАДов в России ежегодно регистрируется от 2,5 до 4 тыс.

42% российских онлайн пользователей сообщили, что не принимают витамины/добавки, потому что им трудно понять, какой продукт нужно использовать. Россияне неодиноки в своем затруднении. Исследование Nielsen выявило, что сходная ситуация наблюдается и в ряде других стран Восточной Европы, в том числе в странах Балтии и Польше.

Важно отметить, что в России витамины и диетические добавки -- две разные категории в восприятии потребителей и специалистов. И если к витаминным препаратам отношение -- как у потребителей, так и у врачей -- в целом положительное, то к добавкам -- очень неоднозначное.

Потребительский климат, в котором приходится развиваться "хорошим" БАДам в России, не самый благоприятный. Репутацию категории подпортили скандалы, связанные с мошенничеством и неэтичными методами ведения бизнеса.

Кроме этого, не последнюю роль в формировании настороженного отношения потребителей к БАДам играет и то, что БАДы -- относительно новый продукт для российского рынка, где бренды с репутацией, "проверенной временем", пока не выросли. Также у некоторых потребителей есть неудачный опыт применения БАДов, -- как правило из-за завышенных ожиданий.

"Причина этого в том, что зачастую сами производители таких препаратов продвигают их не как поддерживающее терапию или профилактическое средство, а формируют для этих препаратов имидж лекарственого средства, тем самым давая потребителям завышенные обещания," -- говорит Ирина Кулюхина.

Коды стран, использованные в таблицах: