17.02.2009

Спрос на водку перемещается в более дешевый сегмент

Росстат обнародовал данные, из которых следует, что в январе производство ликеро-водочной продукции сократилось на 52,8% по сравнению с декабрем 2008 года. Об этом пишет «Интерфакс».

В январе спиртовыми и ликероводочными заводами было произведено 2,6 миллиона дал этилового ректификованного спирта (на 27,1% меньше, чем в январе 2008 года) и 5,6 миллиона дал ликероводочных изделий (сокращение на 20,1%).

В большей степени производство просело у крупнейших компаний, пишет «Коммерсант». Например, ЗАО "Урожай" (производственная площадка ГК "Парламент") сократило выпуск на 28%, завод "Русского стандарта" в Санкт-Петербурге произвел всего 32% от уровня января 2008 года, а входящий в тройку сильнейших производителей по итогам 2008 года "Омсквинпром" (водка "Пять озер") - всего 27,2%.

Как заявил "Интерфаксу" заместитель председателя Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, в этих показателях нашли отражение как традиционные для этого времени года тенденции, так и проявления кризиса.

По его словам, на падение производства в январе повлияли традиционное снижение потребление алкоголя по сравнению с декабрем. Также свою роль сыграло и желание ликероводочных заводов произвести как можно больше продукции именно в декабре с тем, чтобы в конце года создать ее запасы в товаропроводящей сети и заплатить более низкий, чем в январе, акциз. Ведь с нового года алкогольным производителям приходится отчислять в бюджет страны гораздо больше денег, чем раньше.

То, что производство в целом по отрасли упало меньше, чем у большинства крупнейших компаний, Добров объясняет тем, что из-за кризиса в регионах покупатели уже начали переключаться с дорогих, раскрученных федеральных брендов на более доступные региональные. Например, если производство ОАО "Алвиз" (входит в холдинг "Синергия") в Архангельске упало на 57%, то у находящегося там же ЛВЗ "Устьянский" выросло на 34%. Заместитель гендиректора ГК "Веска" (владеет "Устьянским") Маргарита Волянская подтвердила «Коммерсанту», что в Северо-Восточном регионе возрос спрос на дешевую водку "Пшеничная" (85-90 рублей за 0,5 л) и другие региональные бренды группы. При этом, по ее словам, ужесточив коммерческие условия для оптовиков, федеральные компании сами отдали региональные рынки местным производителям.

"Хорошо видно, что рынок движется вниз, - отмечает Дмитрий Добров «Интерфаксу». - Те, кто раньше мог позволить себе водку по 150 рублей за бутылку, переходят на водку по 100 рублей, тот, кто пил водку за 100 рублей, переходят на нелегальную продукцию стоимостью 50-60 рублей".

Производство легального алкоголя сейчас осложняется еще и тем, что отсрочка платежей по всей товаропроводящей системе за последнее время увеличилась в среднем в полтора раза, отмечает эксперт.