27.01.2009
Mediacom OMI

Реален ли кризис?

Опыт использования качественных онлайн исследований

В декабре 2008 года впервые в России компанией Mediacom совместно со специалистами Online Marketing Intelligence была проведена онлайн фокус-группа в формате форума, темой которой стал насущный вопрос: «Как меняется поведение и привычки потребителя во время кризиса?»

В дискуссии приняли участие 20 человек со всей России (Москва, Оренбург, Новосибирск, Пенза, Тюмень, Воронеж, Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфа, Ставрополь, Челябинск и др.). В течение трех дней респонденты высказывали свое мнение по таким темам, как:

  • Изменение модели потребления…
    • товаров повседневного спроса и длительного пользования;
    • дорогостоящих товаров;
    • отдыха и проведения досуга;
    • транспорта и передвижения по городу;
  • Отношение к ситуации в банковском секторе и работе правительства в связи с кризисной ситуацией

По ходу обсуждения респонденты разделились на 2 лагеря: на тех, кого кризис еще не затронул, и тех, кого он коснулся косвенно или же напрямую.

При этом представители обеих групп признаются, что практически не предпринимают никаких мер для снижения влияния кризиса непосредственно на них самих и их семьи. Такое отношение к кризису вызвано как надеждой на то, что все обойдется, так и непониманием того, что можно предпринять в сложившейся ситуации, особенно это касается финансовой стороны вопроса.

“А какие меры можно принять... прятать деньги в носках и под кроватью?.. Я, например, не вижу никак мер... Только то, что надо искать резервный вариант с работой”. Специалист, 29 лет (Пенза)

“Как я уже сказала, я отказалась пока от кредитов, кое-что закупила из продуктов, но пока это все”. Руководитель, 31 год  (Ижевск)

“Нет, не собираюсь. Просто не представляю, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?” Служащий, 30 лет (Уфа)

Другой нюанс заключается в том, что у большинства респондентов (независимо от их социального статуса, возраста и места жительства) нет никаких сбережений, которыми они могли бы сейчас распоряжаться. У многих, напротив, есть кредиты, которые люди стараются поскорее отдать. Это, пожалуй, и есть их личная «антикризисная программа».

Возвращаясь к делению на две группы, можно сказать, что первая группа достаточно поверхностно задумывается о возможных последствиях кризиса, а также не предпринимает никаких шагов по сохранению своих сбережений или же экономии средств.

 «Мне кажется искусственно созданная кризисная ситуация. Начался кризис осенью с криков «у нас тоже кризис!», закончится резко весной словами «кризис закончился». Государству захотелось подзаработать перед новым годом. Кое-кого или кое-чего прибрать к рукам. Кому надо помогут». Частный предприниматель, 48 лет (Нижний Новгород).

Вторая группа – жертвы кризиса, либо их близкие. Это те, кого уволили, сократили заработную плату, рабочую неделю…

«Про начавшийся кризис писали и говорили все СМИ, Интернет и т.д. Но все это было чисто теоретически, пока не начало касаться лично тебя и твоей семьи, друзей и знакомых. И естественно обсуждать это приходится просто потому, что с каждым днем растет напряжение от того, что твоего мужа на работе предупреждают о том, что зарплату с декабря ему снизят на 40% (а на все остальное цены поднимутся с января на 50% или больше), сына предупреждают о том, что грядет скорое сокращение штатов, а ты сама не в состоянии устроиться на работу потому, что тебе 52 года, и ты уже не нужна ни одному работодателю». Домохозяйка, 52 года (Новосибирск)

Данная группа уже старается активно экономить: в первую очередь происходит переоценка затрат в пользу самых необходимых, а также поиск более доступных развлечений и отдыха, либо полный отказ от них.

Однако даже в тяжелой финансовой ситуации многие респонденты не готовы отказаться от самого «любимого»: одни готовы экономить на еде, но посещать музыкальные концерты, другие откажутся от вождения автомобиля, но не бросят покупать сигареты и пиво.

«Я готова с легкостью отказаться от всего, что не повлияет на прекращения жизнедеятельности моего организма, как такового. Но в последнюю очередь откажусь от посещения концертов, филармонии и театра». Домохозяйка, 52 года (Новосибирск)

Продукты повседневного спроса

Экономия коснулась и продуктов повседневного спроса: выбор все чаще и чаще останавливается на более дешевых продуктах, либо респонденты решают полностью прекратить покупку некоторых категорий товаров.

«Наверное, будем брать колбасу подешевле, почаще жарить картошку (ее у нас полный мешок), может буду брать куриный набор для супа, а не целую курицу, реже наверно будем покупать всяких пирожных, мороженых». Домохозяйка, 20 лет (Тюмень)

«Очень много от чего можно отказаться и сократить, в основном от готовых к употреблению продуктов, всяких там актимелей, порезанных сыров и колбас, готовых котлет и салатов. И перейти на исходные овощи, мясо, молоко и вернуться к домашней готовке». Специалист, 37 лет, (Москва)

Однако есть вещи, от которых люди не готовы отказаться даже в режиме самой строгой экономии – это товары для детей. Они приоритетны для любой семьи.

«Качественное питание для ребенка – в первую очередь, а развлечения потом». Служащий, 35 лет (Челябинск)

Основные места покупок, как и прежде, - известные розничные сети (такие как Ашан), либо магазины рядом с домом. Потребители, в первую очередь, обращают внимание на качество и цену товара, затем на его ассортимент и удобство расположения самого магазина. По словам респондентов, кризисная ситуация не подтолкнула их к поиску новых мест для покупок.

Товары длительного пользования

Немногие респонденты решили отказаться от покупки давно запланированных товаров длительного пользования, видимо, в силу непонимания сложности сложившейся кризисной ситуации.

«Собираюсь сменить компьютер, давно планировал, тем более новогодние скидки сейчас, они компенсируют поднятие цен на электронику». Специалист, 29 лет (Пенза).

Небольшая часть переносит свои планы на более поздние сроки, но также не собирается окончательно отказываться от покупки.

«Мы собирались покупать младшему сыну недорогой сотовый телефон, т.к. возникла в этом необходимость. Но он попросил у нас более дорогую модель, решив подождать, пока будут деньги. Мы решили приурочить это событие к его дню рождения – 2 февраля. Теперь многое будет зависеть от финансового состояния семьи. Но, думаю, что от этой покупки мы не откажемся при любом раскладе». Домохозяйка, 52 года (Новосибирск)

Отдых и проведение досуга

Предпочтения в сфере отдыха и развлечений смещаются в сторону бюджетных вариантов. Вместо запланированных поездок заграницу люди выбирают отдых на даче, вместо походов в рестораны – ужин на кухне.

«Пока определенных планов (на отпуск) нет, поэтому все просто – либо все будет хорошо и отдыхать тоже будем хорошо, либо все будет плохо и отдыхать будем на даче – самое что ни на есть бюджетное место (хотя и далеко не самое худшее)». Специалист, 37 лет (Москва)

В целом, за несколько дней удалось обсудить довольно много вопросов, которые так или иначе касаются жизни обычных потребителей в условиях кризиса. Кардинально негативный настрой и паника пока не затронули большую часть населения. Люди верят в антикризисную программу правительства, а также не видят реальной угрозы со стороны финансового сектора.