21.01.2009

В 2008 году российский авторынок стал самым быстрорастущим в мире

К таким результатам пришла аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC), опубликовавшая данные о продажах легковых автомобилей в России в 2008 году.
Согласно им, всего в России было продано 3,2 миллиона легковых машин, рост рынка составил 14%, пишет «Коммерсант».

Из-за начавшегося кризиса итоги года корректнее анализировать по полугодиям, пишет в своем отчете партнер PwC Стенли Рут. "Рекордно высокий рост продаж в первом полугодии" (на уровне 25-50%) сменился не только "резким замедлением", но и падением рынка во втором (до 10-15%), отмечает эксперт. Однако, несмотря на падение, Россия в 2008 году стала самым быстрорастущим авторынком мира. В Бразилии, например, прирост продаж составил 13%, в Китае не превысил 7%, в Западной Европе в целом падение составило 2%, в Германии, считающейся крупнейшим в регионе рынком - 9%. Продажи автомобилей в США снизились в 2008 году на 18%.

Иномарок (как новых, так и подержанных) было продано 2,5 миллиона штук, российских автомобилей - 700 тысяч штук. Последние, несмотря на рост рынка, показали падение продаж в 9%. Среди иномарок наибольшей популярностью пользовались новые импортные автомобили - их было продано 1,5 миллиона на 34 миллиарда долларов, это половина общей стоимости рынка в России. В то же время, подчеркнули в PwС, "впервые за всю историю" в 2008 году лучший прирост продаж показали не импортируемые новые иномарки, а иномарки, собираемые в России: рост их продаж составил 32%.

Иллюстрация с ресурса dailycars.ru

По мнению Стенли Рута, кризис может привести к тому, что российские бренды, до этого проигрывавшие рынок новым иномаркам, теперь начнут постепенно отвоевывать его. Этому будет способствовать ослабление рубля и повышение пошлин на импорт иномарок в Россию в начале 2009 года. При этом, считает Рут, повышение пошлин на ввоз иномарок не приведет к резкому росту спроса на автомобили иностранных концернов, собираемые в России. Рублевые цены на них также будут подниматься, потому что уровень локализации их сборки еще невысок, то есть значительная часть производственных затрат приходится на импорт компонентов. То, что в условиях кризиса спрос будет смещаться в сторону более доступных российских брендов.

В целом же, прогнозируют в PwC, кризис может привести к тому, что автомобильный рынок России откатится на уровень 2006 года, когда объем продаваемых легковых авто был на уровне 2 миллионов штук.