16.01.2009

Жители российских городов богато погуляли на Новый Год

«Индексы домашнего потребления» за декабрь 2008 года

Компания «Ромир Панель», входящая в исследовательский холдинг «Ромир», завершила расчеты базовых «SCIF индексов» («индексы домашнего потребления»)* для декабря 2008 года.


1. «SCIF домашнее потребление российского горожанина» - индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление - составил 121,6% (+21,6%) к ноябрю 2008 года и 140,1 (+40,1%) к декабрю 2007 года. Аналогичные показатели для предыдущего месяца: 98,2% (-1,8%) и 139,4 (+39,4%). Столь заметный рост расходов свидетельствует о том, что жители крупных городов не стали экономить на праздниках и провели закупки к ним с привычным размахом. А помогло им в этом сокращение расходов в ноябре.

Как и предполагали эксперты «Ромир Панель», продолжительный новогодний отдых подавляющее большинство жителей крупных городов в этот раз провели дома, предпочтя экономить на путешествиях. Рост расходов на домашнее потребление был абсолютно аналогичен тому, что было в конце 2007 года: тогда расходы выросли на те же 20,9%.

2. Индекс «SCIF тип города», отражающий различия в динамике расходов домохозяйств между городами с численностью населения от 500 000 до 1 000 000, «миллионниками» (миллион и выше), Санкт-Петербургом и Москвой, свидетельствует о том, все типы городов увеличили свои повседневные расходы.



Лидером главного праздника потребления, как обычно, стала Москва: траты жителей столицы возросли на треть (+33,1%) по сравнению с ноябрем 2008 года и на 82,5% (!) по отношению к декабрю 2007.
Немного отстала северная столица. Санкт-Петербург увеличил декабрьские расходы на домашнее потребление на 26,6% по сравнению с ноябрем.
Возможности и желания жителей других миллионных мегаполисов были скромнее: их показатели для аналогичного периода +15,4%.
Почти такую же прибавку - +14,4% - смогли позволить себе в менее крупных городах (до 1 миллиона жителей).

3. Интересно, что расхождения в индексе «SCIF доходная страта» заметно меньше, чем различия в динамике затрат по типам городов. Так, семьи, в которых доходы превышают 16 000 рублей в месяц на члена семьи, в декабре увеличили свои повседневные домашние расходы на 23,6% (значение «SCIF доходная страта» равно 123,6% к ноябрю 2008 года), расходы у среднедоходных групп (от 8000 до 16.000 рублей в месяц на члена ДХ) выросли на 26,6% (значение индекса 126,6% к ноябрю 2008 года), а динамика аналогичных затрат у низкодоходной группы (до 8000 рублей в месяц) - + 20,7% или 120,7% по отношению к предшествующему месяцу этого года.

Динамика средних затрат домохозяйств товары повседневного спроса по доходным стратам
100%=январь 2008


Таким образом, как говорится, «nobless oblige», то есть, за счастье проживать в столицах приходится расплачиваться бОльшим размахом новогодних затрат.

4. Неожиданным стало сохранение в декабре 2008 значения SCIF индекса «доля продовольственных и непродовольственных товаров», отражающего соотношение расходов на продукты питания с затратами на непродовольственные товары в повседневном домашнем потреблении на допраздничном уровне.

Распределение затрат между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса
100%=все затраты на покупки продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса за каждый месяц



Более того, в декабре доля продовольственных расходов даже немного выросла (с 73% до 75%), оставив на долю непродовольственных товаров только 25%. Напомним, что в декабре 2007 года аналогичное соотношение было 56% (продовольственные товары) к 44% (непродовольственные товары) при 63% к 37% в ноябре 2007 года. По-видимому, жители больших городов все чаще и в большем объеме дарят продукты питания (конфеты, кофе, шампанское, подарочные наборы в целом) на Новый Год.

*SCIF Index – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.
** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)


www.romir.ru