25.12.2008

Пресса готовится к худшему

Прибыльные издательские дома сокращают расходы, поддаваясь всеобщей панике

Рынок прессы пока чувствует себя относительно стабильно, считают эксперты, в то время как сокращения расходов крупнейших издательских домов, якобы вызванные убытками, не более чем превентивные меры, продиктованные общей истерией на рынке. Пока участники рынка ждут предсказуемой реакции рекламодателей, они вынуждены расставаться с персоналом и урезать зарплаты.

По предварительным оценкам Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), рынок прессы вырастет в этом году до 2-2,5 миллиардов долларов. Об этом вчера сообщил вице-президент ГИПП и советник генерального директора "Медиа3" (АиФ, "Труд" и др.) Василий Гатов. Ситуация начала ухудшаться только в ноябре-декабре, но, по словам коммерческого директора "Коммерсанта" Павла Филенкова, "снижение рекламной активности составило всего единицы процентов".

"В этом году никакого кризиса не было. Все, что мы сегодня наблюдаем - это последствие истерической реакции", - считает господин Филенков. Между тем, ИД "Коммерсант" в целях антикризисной оптимизации ресурсов, уже закрыл одно издание и увеличил периодичность выхода двух других, сократил от 15% до 20% сотрудников. Первые тревожные тенденции, которые пока заметили в издательском доме: отказ ряда компаний от корпоративной подписки. "Но она компенсируется увеличением тиражей деловой прессы", - замечает Павел Филенков.

Как полагает директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернешнл" Сергей Веселов, ситуацию на 2009 год можно будет спрогнозировать не раньше февраля. "Сейчас рекламодатели используют краткосрочный рекламный план: на месяц-два, может быть кто-то на квартал. По прошествии определенного периода смотрят на картину и, например, увеличивают бюджет, если ситуация улучшается", - объясняет он Sostav.ru.

Президент Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев разделяет оптимистические настроения участников рынка прессы. Он считает, что для глянцевых журналов ноябрь-декабрь показал "блестящие" результаты по доходам. "Тем не менее, пресса еще не знает, что ее ждет в будущем году, так как рекламодатели перешли от долгосрочного планирования рекламных компаний к краткосрочному", - говорит господин Шкулев.

Согласно данным прогнозов ряда исследовательских компаний, рынок прессы покажет отрицательную динамику в следующем году. По мнению ZenithOptimedia, в лучшем случае сегмент упадет на 0,7%, в худшем - на 22,5. Credit Suisse считает, что падение составит порядка 14%.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru