03.12.2008

Богатые покупатели притормозили шопинг

Шон Коннери Большинство российских продавцов товаров класса "люкс" корректируют планы продаж в сторону снижения, пишет "Коммерсант".

В 2009 году сеть по торговле дорогим женским бельем "Дикая орхидея" уменьшит закупки на 30%, средний чек также уменьшится "процентов на десять", прогнозирует основной владелец компании Александр Федоров. Причина - вызванное кризисом снижение спроса на дорогие товары, объясняет он. "Дикая орхидея" уже продала дочернее предприятие, развивающее сеть за границей (владело двумя магазинами в Лондоне и на итальянском курорте Форте дей Марми), и заморозила открытие новых точек. Всего, по словам Федорова, пришлось отказаться примерно от ста новых магазинов.

"Падение продаж есть, но не настолько драматичное, чтобы поставить отрасль под угрозу существования",- осторожничает совладелец группы "Подиум" (одежда Zac Pozen, Balmain, Kova & T, украшения Loree Rodkin и др.) Эдуард Киценко. Но он признает, что почти все продавцы люксовой одежды, в том числе и "Подиум", сократят закупки новых коллекций на 2009 год на 30-40%.

Управляющий директор торгового дома ГУМ (контролируется Bosco di Ciliegi) Теймураз Гугберидзе говорит, что с октября "чувствует снижение прироста" продаж в его магазине: "Поток покупателей увеличивается, но если в прошлом году рост продаж (месяц к месяцу) составлял 25%, то сейчас продажи увеличиваются всего на 5-10%". Коммерческий директор Crocus Group Эмин Агаларов ранее обещал, что Crocus увеличит размер максимальной скидки в период новогодних распродаж до 50% в сравнении с 30% в 2007-м.

По сравнению с весной спрос на дорогие коллекционные часы снизился в два-три раза, говорит "Коммерсанту" руководитель портала chasovshik.ru Дмитрий Крылов: "Многие ждут крушения рынка, поэтому начинают разговор о покупке часов с обсуждения 30-процентной скидки".

В сети магазинов "Центр Ювелир", по словам ее президента Сергея Алхазова, пересматривать инвестиции пока не собираются: в октябре рост продаж превысил прогнозы, а в ноябре торговля шла в соответствии с планом. "В России покупка золота и драгоценных камней имеет особый статус: это способ вложения денег",- объясняет Алхазов. Впрочем, и он не исключает, что к весне "инерция финансовых потрясений" докатится и до ювелирной отрасли.

Даже самые обеспеченные покупатели начинают экономить, почувствовали продавцы люксовых автомобилей. По словам директора автомобильного направления Mercury (официальный дилер Ferrari, Lamborghini, Bentley, Bugatti) Ильи Березина, "заказы на машины на следующий год идут, но в несколько меньшем объеме, чем раньше": в среднем компания "не добирает" 20% прошлогодних заказов. Особенно заметно снижение продаж Bentley и рядовых моделей Ferrrari.

Впрочем, в других станах положение люкса еще хуже. "В мире осталось два оазиса для торговцев роскоши - Россия и ОАЭ. Многие российские VIP-клиенты недавно получили звонки из лондонских магазинов известных марок с предложением сделать у них покупки со скидкой",- рассказывает "Коммерсанту" топ-менеджер одного ювелирного холдинга.