03.12.2008
TNS GALLUP MEDIA ASIA

Рынок потребления растворимого кофе в Казахстане

В наше время мало кто представляет себе утро без чашки горячего ароматного кофе, дарящий ощущение бодрости и прилив жизненных сил. Сегодня он прочно вошел в нашу жизнь. Но так было не всегда. Когда-то кофе был редким, дорогим, экзотическим напитком, и даже название его родилось не сразу. Что касается родины кофе, то на этот счет споров не возникало: ей является Эфиопия. Здесь кофейные деревья росли издавна. За время правления и окончательного изгнания эфиопов с территории Аравийского полуострова, арабы переняли многое из самобытной и богатой культуры завоевателей, в том числе и привычку, употреблять кофе. Арабы добавляли в него различные пряности, такие как имбирь и корицу. Для того чтобы придать напитку нежный и изысканный вкус, его смешивали с молоком. Появившись в Европе примерно 300 лет назад, этот напиток очень быстро завоевал всеобщее признание. Что же касается кофе растворимого, то его относят к одним из главных изобретений человечества в ХХ столетии. Впервые растворимый кофе был изготовлен американским химиком японского происхождения Сатори Като. Первые промышленные образцы быстрорастворимого напитка появились в продаже в 1909 году. Американцы, в свою очередь, не сразу оценили по достоинству кофе в таком виде. Людей, покупающих растворимый кофе, поначалу даже принято было считать ленивыми и не экономными. Сегодня, все больше людей отдают предпочтение именно растворимому кофе. По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2007 года), проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA, в 2007г. число потребителей растворимого кофе составило 64,7% от всего населения Казахстана в возрасте 15 лет и старше (см. Диаграмма 1).

Диаграмма 1: Потребление растворимого кофе в Казахстане
(Данные подсчитаны от населения Казахстана)

Потребление растворимого кофе в Казахстане от TNS GALLUP MEDIA ASIA

1 По данным MMI 2007 - опрос проводился в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 3000 респондентов.

По результатам исследование, тип потребителей растворимого кофе делится на: активных, умеренных и пассивных. Среди потребителей наиболее чаще встречается тип активных потребителей растворимого кофе (см. таблицу 1).

Таблица 1: Частота потребления и типы потребителей растворимого кофе
(Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе)

Тип потребителей Частота потребления %
Активные Несколько раз в день 27,6
Один раз в день 42,3
Умеренные Несколько раз в неделю 17,6
Один раз в неделю 5
Пассивные 2-3 раза в месяц 4,3
Раз в месяц и реже 3,2

 

При анализе степени знания марок растворимого кофе, представленных на рынке Казахстана видно, что лидером является марка Nescafe (90,4%). А замыкает пятерку лидеров марка Maccoffee 3 in 1 (48,3%). Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении потребления марок растворимого кофе (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2: Наиболее популярные марки растворимого кофе среди жителей Казахстана
(Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе)

Наиболее популярные марки растворимого кофе среди жителей Казахстана от TNS GALLUP MEDIA ASIA

 

Как правило, популярность марок растворимого кофе зависит от рекламных компаний, проводимых в различных видах СМИ. Поэтому такой высокий процент знания и потребления, марки Nescafe не случайность, так как на рекламу этого кофе за 2008 год в общей сложности было потрачено 3 337 159$. (см. таблицу 2).

Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2.

  TV Radio Pressa Всего
NESCAFE 3 269 645$ 43 266$ 24 248$ 3 337 159$
TCHIBO EXCLUSIVE 1 555 960$ 0 0 1 555 960$
JACOBS 766 768$ 0 69 184$ 835 952$
KAFFA ELGRESSO 0 0 32 325$ 32 325$
LAVAZZA 0 0 22 482$ 22 482$

2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.

Хотя растворимый кофе не имеет такой древней истории, как кофе в зернах, все же ему удалось стать неотъемлемой частью современной жизни. К тому же, потребляемый в разумных количествах кофе, безусловно, полезен: он стимулирует деятельность нервной системы и системы кровообращения, вызывает ощущение бодрости, прилива сил, снимает головные боли.



TNS-GLOBAL.KZ