26.11.2008

"Русский стандарт" соблазняет дистрибьюторов отказаться от продукции его конкурентов

 ЗАО "Руст Инк", продающее собственные и агентские бренды "Русского стандарта", предложило крупным дистрибьюторам (партнерам категории А) "полностью прекратить закупку и продажу" водочных брендов сегмента суперпремиум, а также обеспечить их отсутствие на складах и в прайс-листах, пишет "Коммерсант".

В числе брендов называются водки "Белуга" ("Синергия", "Царская" ("Ладога", "Русский бриллиант" ("Алкогольные заводы Гросс", "Белое золото" (ТПГ "Кристалл", "Веда" ("Веда", Absolut (Pernod Ricard), Finlandia (Bacardi), Kauffman (Whitehall). До этого "Руст Инк" будет отгружать дистрибьюторам продукцию на "коммерческих условиях категории Б" (действуют для мелких компаний с низкими оборотами, цены для которых дороже и отсрочка меньше).

Представитель РС Престон Менденхолл добавил, что при выполнении ряда количественных и качественных условий клиенты получают скидку или бонус.

"Мы будем работать на новых условиях с декабря. Компания отказалась от продаж водок "Царская", "Белое золото", Absolut и Finlandia",- отметил "Коммерсанту" гендиректор подмосковного "Региона-50" Николай Лаушкин. Он уверяет, что предложенные РС условия позволят "ему компенсировать потерю этих контрактов". Другие партнеры холдинга пока не спешат воспользоваться предложением РС и сохраняют марки-конкуренты в своих портфелях.

Похожее письмо своим дистрибьюторам в сентябре разослал холдинг "Русский алкоголь". Вчера коммерческий директор РА Вадим Касьянов признал, что ни с одним из партнеров эксклюзивного соглашения пока не заключено.

Представители компаний, производящих конкурирующие с "Русским стандартом" марки, считают действия РС проявлениями "недобросовестной конкуренции". Правда, пресечь подозрительный контракт производителя с дистрибьютором можно, только если участник занимает более 20% рынка. По данным "Бизнес Аналитики", в июле-августе 2008 года "Русский алкоголь" занимал первое место на рынке водки с долей 11,2%, "Руст Инк" - всего 1,3%. "При наличии жалобы от дистрибьютора, ФАС может провести анализ потребительских свойств премиальной водки на предмет взаимозаменяемости и выделения ее в отдельный рынок",- отмечает заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Максим Кашеваров. "Бизнес Аналитика" оценивает долю РС на премиальном рынке (свыше 245 руб. за бутылку 0,5 л) в 40%.

Появление таких писем показывает, что компании сталкиваются с жесткой конкуренцией, тормозящей развитие их брендов, убежден глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. В условиях существующих рекламных ограничений для производителей крепкого алкоголя (запрет на рекламу на ТВ, радио) конкурировать на уровне потребителя дорого и малоэффективно. Проще конкурировать на уровне дистрибьюторов.

Между тем компания "Русский стандарт Водка" перешла на самостоятельные продажи продукции на территории США, разорвав летом соглашение о дистрибуции с французским производителем алкоголя Remy Cointreau, пишет РБК daily. Партнерство двух компаний на американском рынке продолжалось около двух лет. В "Русском стандарте" расторжение контракта объясняют тем, что собственное развитие дистрибуции в США будет более эффективным.