14.11.2008

В эстонии законопроект о внешней рекламе прошел первое чтение

12 ноября, в Рийгикогу прошел первое чтение законопроект, который должен снять ограничения на политическую внешнюю рекламу во время активной предвыборной кампании.

Законопроект был разработан после предложения канцлера права, сделанного 9 июня, о том, что законы о выборах нужно согласовать с Конституцией. По оценке канцлера права, имеющийся в действующих законах абсолютный запрет на внешнюю рекламу в агитационный предвыборный период – непропорциональное ограничение права на выбор.

Парламентские партии придерживаются примерно одного и того же мнения в отношении того, что Рийгикогу должен ликвидировать противоречие, возникающее между запретом на внешнюю политическую рекламу и Конституцией. В Конституции говорится, что у каждого есть право на свободное распространение идей, мнений, убеждений и другой информации словами, в печатном виде, в виде изображения или в ином виде. Кроме того, закон нарушает и свободу на предпринимательство, передает Aktuaalne kaamera.

"Те рекламные агенства, которые были связаны с внешней рекламой, имеют возможность подать гражданский иск против Эстонского ущерба за причененный им ущерб. То же касается и партий", - говорит член фракции Партии реформ Игорь Грязин.

Заместитель председателя фракции Союза Isamaa и Res Publica (IRL) Андрес Херкель также считает, что противоречие с Конституцией нужно ликвидировать, однако, по его словам, в законопроекте к проблеме подходят примитивно, заменяя всеобщий запрет на всеобщую дозволенность. Когда Рийгикогу запретил внешнюю рекламу, депутаты исходили из необходимости сократить расходы, которые были связаны с предвыборными кампаниями, а также сделать более прозрачными источники финансирования партий.

"Антикоррупционное объединение Совета Европы сделало Эстонии известные предложения, которые касались контроля за финансированием партий и расходов на различные кампании. Эти вопросы решать может только государство", - говорит Херкель.

Херкель считает, что предложения, касающиеся контроля за расходами на предвыборные кампании можно рассматривать вместе с вопросом об ограничении размеров предвыборных агитационных плакатов.

По словам Грязина, введение излишних ограничений было бы неразумным.

"Нелепые бессмысленные ограничения стали причиной рождения самой гротескной рекламной кампании в Эстонии и, смею заявлять, в истории Европы – кампании творожных сырков K-kohuke. Это реальный результат дурацких ограничений", - заметил Грязин.

По словам генерального секретаря Центристской партии, и его партия не считает обоснованным ограничение на размер плакатов. Центристы также считают, что ныне действующие противоречия между конституцией и законом нужно устранить.

Высказывающийся за ограничения IRL считает, что можно было бы также урегулировать вопрос о том, чтобы местные самоуправления давали каждой партии одинаковые возможности экспонировать свои плакаты. Уже сегодня партии готовятся к выборам, которые пройдут в следующем году.

Прошедший сегодня первое чтение законопроект может ограничить право на внешнюю политическую рекламу только в день выборов.

Редактор Анна Гудым

Тийна Яаксон, АК

novosti.err.ee