24.09.2008

Розничная торговля товарами повседневного спроса крупным планом

Россияне стали более требовательны к уровню сервиса в магазинах и внимательны к ценам: Nielsen

Москва, 23 сентября 2008 г. - Сегодня российский потребительский рынок в целом и рынок товаров повседневного спроса в частности принадлежат к числу самых быстро растущих в мире. Но если несколько лет назад общее направление развития относительно молодого, неизбалованного ассортиментом рынка было легко предсказуемым, - покупалось то, что продавалось, - то за последнее время стали заметны перемены в отношении потребителей к выбору места для совершения покупок и в характере потребления россиян. Россияне стали более требовательны к уровню сервиса в розничной торговле, что является важным признаком зрелых рынков, - сообщает Nielsen.

"Ежегодно объем частного потребления в России прирастает на 12% и является одним из главных стимулов для дальнейшего развития российской экономики. Стабильный уровень потребительского доверия, рост среднего класса и доходов населения благоприятно сказываются на продажах самых разнообразных потребительских товаров - от премиального алкоголя, кондитерских изделий и инновационных полезных для здоровья функциональных продуктов до высокотехнологичных устройств и автомобилей. При том, что Россия обладает самым большим количеством торговых точек, чем любая другая страна в Европе, уровень развития структуры розничной торговли еще невысок, что дает возможность для производителей и ритейлеров побороться за предпочтения населения и успех на этом огромном рынке, " - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании "Nielsen Россия".

Российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами. С 2002 года количество супермаркетов выросло в шесть раз, гипермаркетов - в десять. Однако плотность торговли еще крайне низкая по сравнению с другими зрелыми рынками: на 1 млн. населения приходится 1 гипермаркет и 20 супермаркетов. В то же самое время значимость этого канала для продаж товаров повседневного спроса выросла и уже составляет 37% (по стоимости) от общего объема продаж в городской России. (См. Рис.1). Санкт-Петербург, похоже, - единственный мегаполис, где уровень развития розничной торговли достиг средне-европейского уровня. Здесь на 1 млн. населения приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов, а доля канала современной торговли доходит до экстремальных для России 76%.

Рис 1.

Доля каналов в объеме продаж  - сравнение с Москвой и Россией


Примечание к рисунку1: Источник - данные аудита розничной торговли Nielsen.

Доля на начало 2008 года



Рост потребления в России имеет свои причины - растущие запросы и рост цен увеличивают потребительские бюджеты, и особенно ярко это проявляется в крупных мегаполисах. По данным опроса москвичей, проведенного Nielsen в рамках недавнего исследования ShopperTrends, - посвященного поведению потребителей и их отношению в различным форматам розничной торговли и сетям, - среднемесячные расходы семьи на покупку товаров повседневного спроса и свежие продукты выросли на почти на 50% по сравнению с 2006 годом составили порядка 16 300 руб. В Санкт-Петербурге, по данным опроса населения, эта цифра составила 12 800 руб.

Форматы современной торговли являются для потребителей наиболее привлекательным местом для совершения покупок товаров на каждый день в Москве и Санкт-Петербурге. По данным исследования ShopperTrends 2008, порядка 80% семей в Москве тратят большую часть своих бюджетов на товары повседневного спроса в этом канале - по сравнению с 75%, по данным на 2006 год. Супермаркеты усилили свои позиции и теперь являются лидерами в борьбе за предпочтения и кошельки потребителей. По данным опроса Nielsen, 35% респондентов ответили, что оставляют в магазинах этого формата большую часть своего семейного бюджета на товары повседневного спроса. На долю гипермаркетов и дискаунтеров (магазинов низких цен) пришлось по 20% голосов респондентов.

В Санкт-Петребурге современные форматы практически вытеснили традиционную торговлю: 95% домохозяйств, опрошенных Nielsen, предпочитают тратить свой бюджет на продукты питания, свежие продукты и средства персонального ухода в этих торговых точках. Гипермаркеты и дискаунтеры здесь лидеры потребительских предпочтений. На каждый из форматов приходится по 40% голосов потребителей. Хотя значимость канала гипермаркетов в Санкт-Петербурге возросла по сравнению с 2006 годом, лишь для 10% респондентов этот канал является основным местом покупки повседневных товаров.

Традиционные продовольственные магазины, киоски, минимаркеты и открытые рынки посещаются многими потребителями, но скорее для нерегулярных и небольших по объемам и ассортименту покупок.

Снижение доли открытых рынков - тенденция четырех последних лет. Общая доля этого канала в общем объеме продаж товаров повседневного спроса в городской России снизилась до 11% ( в деньгах). Интересно, что еще два-три года назад открытые рынки были самым популярным местом покупки свежих продуктов в российских мегаполисах, в 2008 картина изменилась. По данным исследования Nielsen, порядка 60% респондентов предпочитали делать покупки свежих мяса, рыбы, овощей и фруктов в магазина форматов современной торговли. Самый популярный канал, по данным опроса, - супермаркеты. Ему отдали свои предпочтения ~30% респондентов в Москве и 39% в Санкт-Петербурге.

Как показали результаты исследования Nielsen ShopperTrends, большинство потребителей при выборе магазина движимы привычкой, т.е. посещают магазин, к которому привыкли. И каждый третий покупает в ближайшем магазине от дома или работы. Хотя доступность магазина является по-прежнему важных фактором выбора места для совершения покупки, его значимость в системе мотивации потребителей снижается, уступая "хорошему соотношению цены и качества" в Москве и "высокому уровню сервиса" в Санкт-Петербурге.



"Требовательность у уровню сервиса и качеству подготовки торгового персонала - признаки зрелого рынка розничной торговли ", - комментирует Дуайт Уотсон.



В то же самое время промоакции не являются главным аргументом при выборе места покупки для россиян. Лишь 5% опрошенных Nielsen в Москве и 9% в Санкт-Петербурге сообщили, что меняют магазины в поисках привлекательных скидок.

***

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

ShopperTrends - глобальное исследование поведения потребителей Nielsen, которое проводится раз в год в более 50 странах мира для изучения изменений в покупательском поведении и отношении потребителей к различным розничным форматам и розничным сетям на 50 рынках по всему миру.

Сбор данных исследования в России был произведен в 1 квартале 2008 года.

География: Москва, С-Петербург

Размер выборки: 1000 интервью

Целевая группа: мужчины/женщины от 15-65 лет, основные покупатели товаров повседневного спроса и оказывающие влияние на принятие решений о покупке.

Метод: Face-to-face интервью