24.09.2008

Высший арбитражный суд полностью запретил мобильные билборды и приглушил рекламу в маршрутках

Мобильный билборд
Иллюстрация с ресурса promo-light.ru
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) вчера признал справедливой позицию Федеральной антимонопольной службы, согласно которой использовать мобильные билборды нельзя ни в каком виде, а реклама на транспорте должна транслироваться без звука. Об этом пишет "Коммерсант".

Вступившая в силу в июле 2006 года новая редакция закона "О рекламе" запретила распространение звуковой рекламы с "использованием транспортных средств" и использование транспортных средств "исключительно или преимущественно" в качестве передвижных рекламных конструкций, напоминает газета. До этого мобильные билборды - легковые грузовики с рекламными щитами - были распространены достаточно широко. Запрет на звуковую рекламу внутри транспортных средств оказался случайным. Авторы новой редакции закона хотели запретить всего лишь внешнюю звуковую рекламу, но ФАС расценила формулировку гораздо шире.

Это решение дважды оспаривалось в судах. В частности, 31 июля 2007 года управление ФАС по Новосибирской области потребовало от компании "Сибирское транспортное телевидение" прекратить распространение в салонах автобусов звуковой рекламы. В сентябре 2007 года арбитражный суд Новосибирской области признал требования ведомства недействительными. Позже его поддержал и кассационный суд Западно-Сибирского округа. "Использование транспортного средства", упомянутое в законе "О рекламе", означает только движение самого автобуса по дороге, но никак не эксплуатацию медиакомплекса, установленного в салоне, решили суды.

В другом деле саратовское ООО "ТВ-Мобиль. Регион" оспаривало решение ФАС о привлечении фирмы к ответственности за эксплуатацию рекламного оборудования на стоящем автомобиле. Арбитражный суд Саратовской области и кассационный суд Поволжского округа удовлетворили иск компании, посчитав, что эксплуатация рекламного оборудования на стоящем автомобиле не является использованием транспортного средства.

В обоих делах суды ссылались на терминологию из закона об ОСАГО, где использование транспортного средства связывалось исключительно с его передвижением. Теперь же ВАС признал законным привлечение двух компаний к ответственности. Закон "О рекламе" и закон об ОСАГО регулируют разные правоотношения, и последний здесь применяться не может, признал суд.

Эксперты полагают, что таким образом был создан прецедент, который позволит ФАС преследовать перевозчиков за схожие нарушения.

Несмотря на действующий запрет, мобильные билборды пока не исчезли с российских улиц. Почти 80% мобильных билбордов их владельцы продали на Украину, рассказывает президент прекратившей свою деятельность Ассоциации мобильной рекламы, объединявшей 57 компаний в 19 городах Елена Даниелян. Оставшиеся машины, по ее словам, были переданы салонам красоты и магазинам: припаркованные рядом они рекламируют эти заведения.

Генеральный директор агентства "Рекмедиа" Сергей Хохлов сказал РБК daily, что решение ВАС считает логичным. Он полагает, что полного запрета видеорекламы в транспорте ожидать не стоит, но отсутствие звукового сопровождения резко снизит ее привлекательность в глазах рекламодателя. "Это повлияет на стоимость размещения, - рассуждает он. - И если снизится цена, то, может быть, даже не будет смысла этим заниматься".