29.07.2008

«ЭСПАР-Аналитик»: Наружная реклама в I полугодии 2008 г. пересела на автомобили

Согласно данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», по итогам I полугодия 2008 г. в российском outdoor на первое место вышла реклама автомобилей, потеснив прежних фаворитов – связь и торговлю. Аналитики компании связывают это с ростом доходов населения и развитием автокредитования, которые увеличили спрос на легковые автомобили и сделали Россию весьма емким и динамичным рынком.

Конкуренция между иностранными производителями, а также стремление российского «АвтоВАЗа» сохранить свою долю рынка за счет новых моделей, таких, как Kalina и Priora, привели к значительному росту рекламных бюджетов. В I полугодии 2008 г. затраты на наружную рекламу автомобилей увеличились на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ряд автомобильных компаний увеличил outdoor-бюджет значительно больше, например, Mazda – почти в 5 раз, Honda – в 3,6 раза, Volvo – в 3 раза, Toyota и Jaguar – в 2,6 раза, FIAT и Ssang Yong – в 2,4 раза. На этом фоне рост рекламирования «АвтоВАЗа» на 76% выглядит довольно скромно. Новым веянием стала рекламная кампания автодилера Genser, продвигавшего свой бренд. Ранее компании-автодилеры занимали подчиненное положение относительно автомобильных брендов.

«В обозримой перспективе рост автомобильной рекламы продолжится по мере открытия в России сборочных производств крупнейших мировых автопроизводителей. Все собранные машины будет необходимо продать, стимулируя спрос за счет рекламы», – говорит ведущий аналитик «ЭСПАР-Аналитик» Сергей Шумовский.

В то же время рекламирование услуг и средств связи в I полугодии 2008 г. выросло очень незначительно, всего на 7%. Связь потеряла лидирующие позиции в наружной рекламе, отступив на второе место, хотя операторы сотовой связи остаются крупнейшими рекламодателями. По затратам на наружную рекламу «ВымпелКом» (бренд «Билайн») занимает бесспорное первое место, МТС – второе, «МегаФон» – четвертое, пропустив вперед Samsung Electronics.

«Рынок сотовой связи в России в основном поделен, значительного перераспределения рыночных долей здесь ожидать не приходится и рекламные затраты крупнейших игроков стабильны», – объясняет ситуацию Сергей Шумовский. Хотя операторы «второго эшелона», такие, как TELE2 и Sky Link, все же увеличили рекламные бюджеты на 50 и 35% соответственно. Сокращение доли услуг и средств связи в outdoor продолжается уже третий год и будет продолжаться и в ближайшем будущем, считают в «ЭСПАР-Аналитик». Новый импульс росту рекламных бюджетов может дать только передел рынка, связанный с широким внедрением мобильной связи нового поколения, 3G.

В свою очередь сегмент предприятий торговли продемонстрировал в I полугодии весьма низкий рост рекламных затрат – всего 8% (для сравнения: за аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 60%). Поэтому торговля заняла только третье место среди отраслей-рекламодателей. По мнению Сергея Шумовского, сложно сказать, сколько продлится это затишье, пик рекламирования торговли традиционно приходится на II полугодие, особенно на период предновогодних распродаж.

Среди тенденций проявившихся в I полугодии, можно выделить рост рекламных затрат крупнейших банков. Так, Citibank, стремясь повысить свою рыночную долю в сегменте банковского ритейла, увеличил outdoor-расходы в 10 раз. Более чем вдвое увеличился бюджет «Сберегательного банка России».

Ранее наибольшую активность в наружной рекламе проявляли банки, специализирующиеся на кредитовании физических лиц и привлекавшие финансовые ресурсы за счет зарубежных займов. В условиях кризиса на западных финансовых рынках банки стали уделять большое внимание привлечению средств населения, рекламируя условия вкладов и депозитов.

Рост объемов рекламы кинофильмов позволил в I полугодии войти в топ-25 рекламодателей кинопрокатной компании «КАРО», наиболее рекламируемыми фильмами которой стали «Самый лучший фильм», «Исчезнувшая империя», «Спиди-гонщик» и «Все могут короли». «В этом сегменте можно ожидать дальнейшего роста и вхождения в список крупнейших рекламодателей как минимум еще одного прокатчика – «Централ Партнершип», – считает Сергей Шумовский.

Не прошли бесследно для наружной рекламы и выборы президента России, информация о которых размещалась Центризбиркомом. Они заметно оживили отрасль в начале 2008 г. Впрочем, всплеск активности этого «рекламной» категории был разовым и в ближайшей перспективе ожидать его повторения не приходится.

Еще в первом полугодии 2008 г. можно отметить активизацию производителей электроники – Samsung Electronics и Sony, затраты которых на рекламу возросли, соответственно, на 43 и 55%. При этом LG Electronics сократил свои затраты на 30%, опустившись с 14-го места на 34-е.

«Во второй половине года нельзя исключать заметного увеличения рекламирования объектов жилой недвижимости в случае стагнации на этом рынке, а также краткосрочного всплеска рекламной активности, приуроченной к Олимпиаде-2008 в Пекине», – прогнозирует перспективы развития наружной рекламы Сергей Шумовский.

Затраты крупнейших рекламодателей в outdoor (50 городов, I полугодие 2008 г., оценка):

Рекламодатель Затраты ($ млн) Рост (%) Место в I полугодии 2007 г.
2007 2008
1 «Вымпелком» 15,2 17,5 15 1
2 МТС 11,9 12,8 7 2
3 Samsung Eectronics 8,7 12,4 43 5
4 «МегаФон» 11,4 11,9 4 3
5 «Балтика» 10,9 10,4 -5 4
6 «М.Видео» 6,6 7,7 18 6
7 Sun Inbev 6,0 7,0 18 7
8 «Эльдорадо» (сеть магазинов) 5,4 6,9 29 8
9 «Техносила» 4,7 5,2 11 9
10 «Каро холдинг» 1,6 5,2 225 47
11 Sony Ltd 3,3 5,1 55 16
12 L`Etoile 2,7 5,0 82 21
13 General Motors 2,7 4,6 73 24
14 BMW 3,2 4,4 40 17
15 «Меридиан телеком» 2,9 4,2 45 19
16 «Сберегательный банк России» 1,9 4,0 115 39
17 Volkswagen 2,5 3,9 59 27
18 ЦИК РФ - 3,7 - -
19 IKEA 4,0 3,6 -10 11
20 SonyEricsson 3,6 3,4 - 6 15
21 Toyota Motor Corporation 1,3 3,4 155 67
22 «Мир» 2,8 3,2 12 20
23 Nokia 2,9 3,1 7 18
24 «Трансмарк» 4,5 3,1 -33 10
25 Citibank 0,3 3,1 904 289

Источник: «ЭСПАР-Аналитик».


Наиболее рекламировавшиеся марки (50 городов, I полугодие 2008 г., оценка)

Бренд Затраты ($ млн) Динамика затрат, % Место в I полугодии 2007 г.
2007 2008
1 «Билайн» 15,2 17,5 15 1
2 МТС 11,9 12,8 7 2
3 Samsung 8,7 12,4 43 4
4 «МегаФон GSM» 11,4 11,9 4 3
5 «М.Видео 6,6 7,7 18 5
6 «Эльдорадо» (сеть магазинов) 4,3 5,9 38 8
7 «Техносила» 4,7 5,2 11 6
8 Sony 3,3 5,0 55 12
9 L`Etoile 2,7 5,0 82 17
10 BMW 3,1 4,4 40 13
11 FLY 2,9 4,2 45 15
12 «Сберегательный банк России» 1,9 4,0 115 32
13 «Балтика» 4,3 3,7 -14 7
14 IKEA 4,0 3,6 -10 9
15 Выборы Президента РФ - 3,5 - -
16 Sony Ericsson 3,6 3,4 -6 10
17 «Мир» 2,8 3,2 12 16
18 Nokia 2,9 3,1 7 14
19 Citibank 0,3 3,1 941 348
20 Volvo 1,0 3,0 205 80
21 Honda 0,8 3,0 258 107
22 TELE 2 2,2 2,9 35 24
23 Sky Link 2,0 2,9 48 30
24 Mitsubishi 2,0 2,8 38 29
25 Hyundai 1,8 2,6 43 35

Источник: «ЭСПАР-Аналитик».


Структура расходов на наружную рекламу по группам товаров и услуг (50 городов, I полугодие 2008 г., оценка)

Группы товаров и услуг 2007, % 2008, %
1 Автомобили, сервис 9,4 12,3
2 Услуги связи, средства связи 13,1 11,7
3 Оптово-розничная торговля 11,7 10,6
4 Туризм, развлечения 8,6 7,8
5 Финансовые услуги, банки 6,7 7,3
6 Недвижимость и строительство 6,1 6,8
7 СМИ и полиграфия 4,0 4,6
8 Пиво и алкогольные напитки 4,9 4,1
9 Мебель 3,9 3,5
10 Спортивные товары, услуги 2,6 2,9
11 Косметика, парфюмерия, средства гигиены 2,9 2,7
12 Одежда и обувь 3,0 2,7
13 Аудио- и видеотехника, фототовары 2,2 2,5
14 Товары для дома 3,0 2,3
15 Корпоративная реклама 1,7 1,8
16 Компьютеры, оргтехника, канцелярские товары 1,7 1,6
17 Безалкогольные напитки 1,9 1,5
18 Бытовая техника 1,8 1,1
19 Продукты питания 1,3 1,1
20 Политическая реклама 1,0 0,9
21 Медицина 0,8 0,8
22 Интернет-ресурсы и услуги 0,4 0,8
23 Ювелирные изделия, галантерея 0,5 0,6
24 Кондитерские изделия 0,7 0,4
25 Корма для животных 0,1 0,1

Источник: «ЭСПАР-Аналитик».



outdoor.ru