22.07.2008

Иллюстрация с сайта
tourismus-landkreis-kelheim.de
Пивной рынок перестал расти

На прошлой неделе Росстат опубликовал данные, согласно которым производство пива в России за первое полугодие 2008 года (583 миллионов дал) выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года всего на 2,3%. Эксперты считают, что рынок близок к насыщению, пишет "Коммерсант".

Заявленные темпы роста - самые низкие с 1995 года. Например, по итогам первого полугодия 2006 года производство пива выросло на 5,8%, за весь 2006 год - на 9,8%, в 2007 году эти показатели составили 29,8% и 16% соответственно.

"Ежегодные темпы роста в 15-20% в посткризисный период объяснялись изначально низкой стартовой производственной базой и крайне благоприятной макроэкономической конъюнктурой",- объясняет директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Но с учетом того, что на сегодня уровень потребления пива в России приблизился к уровню развитых стран (75-80 л на душу населения), замедление темпов роста естественно, уверен эксперт. По прогнозу Кривошапко, итоговый рост рынка составит около 5%. С ним соглашаются и в Союзе российских пивоваров.

До этого медленнее всего - на 6% - рынок рос в 2005 году, когда в силу вступили серьезно ужесточившие требования к рекламе пива поправки к закону "О рекламе". И уже тогда ожидалось, что темпы роста снизятся до 4-5%.

Но в 2006 году пивные компании спасла неработающая система ЕГАИС для крепкого алкоголя и запрет на ввоз вин из Молдавии и Грузии. В 2007 году - спасли повышение акцизных ставок на слабоалкогольные коктейли и аномально теплая погода в зимние месяцы.

В условиях насыщения рынка и общего удорожания стоимости бизнеса, связанного с ростом рекламных затрат (по оценке Алексея Кривошапко, стоимость заметной рекламной кампании для производителей пива выросла за четыре-пять лет с 4-5 миллионов долларов до 30-40 миллионов), производители пива вынуждены "капитализироваться на существующих марках": выпускать суббренды или обновлять упаковку.

Так, компания Efes в первом полугодии 2008 года выпустила суббренды своих марок - три вариации "Старого мельника" ("Из бочонка мягкое", "Футбольное") и одну "Белого медведя" ("Живой"). К тому же по данным отчета Союза пивоваров, за первое полугодие провели рестайлинг практически все национальные пивные бренды: "Бочкарев", "Толстяк", "Арсенальное", "Сокол" и др.