30.06.2008

Вовремя одумались. Во втором чтении Госдума отклонила "поправку Шлегеля" в закон о СМИ, которая предусматривала ответственность за "распространение заведомо ложных сведений"

История "поправки Шлегеля", успевшей за несколько месяцев стать синонимом "ущемления свободы слова", берет начало с публикации в "Московском корреспонденте" слухов о свадьбе Путина с Кабаевой. Считать ли это совпадением или закономерностью, но именно после спорной статьи "единоросс" Роберт Шлегель заинтересовался свободой слова.

Бывший активист движения "Наши" господин Шлегель предложил исправить закон так, чтобы обвиненные в клевете СМИ можно было закрывать. Поправки почти единогласно прошли первое чтение, а на втором поскользнулись на Медведеве.

Суть поправки заключалась в следующем. Депутат предлагал дополнить норму закона (статью 4), где говорится о недопустимости использования СМИ в различных целях, положением о недопущении распространения через СМИ "заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию". Камнем преткновения стали слова "заведомо ложных сведений", которые почти не поддаются доказыванию.

Тем более, своей поправкой Шлегель дублирует имеющуюся в Уголовном кодексе норму о наказании за клевету. Оправдывая свою инициативу, депутат пояснил, что "суды не воспринимают клевету как уголовно наказуемое преступление и не выносят предупреждение СМИ". Иными, словами уголовная статья не действует.

В конце апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий закрывать СМИ за неоднократную публикацию материалов клеветнического характера. При голосовании законопроект поддержали 399 депутатов, один из которых был против, а два воздержались.

Вскоре Общественная палата в лице главного редактора газеты "Московский комсомолец" Павла Гусева, отклонила поправку в закон, указывая, что предлагаемый законопроект "представляет собой попытку неоправданного ограничения конституционного права граждан на свободу массовой информации и свободу выражения мнений". "Поправку Шлегеля" раскритиковал и председатель "Единой России" Борис Грызлов.

Неожиданная реакция президента на поправку в закон о СМИ окончательно прояснили ситуацию. "Очевидно, что положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования средств массовой информации и не способствуют охране интересов граждан от распространения сведений клеветнического порядка", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru