19.06.2008

Порог доминирования для московского ритейла предлагается снизить до 5%

Минэкономразвития предлагает еще более ужесточить антимонопольное регулирование в розничной торговле. Из проекта закона о торговле, который теперь отправлен на согласование в Минпромторг, изъята возможность госрегулирования цен на продукты первой необходимости, зато появились настораживающие цифры, пишут "Ведомости".

Если во всех регионах страны доминирующими предполагается признавать компании, занимающие более 15% на рынке (для остальных отраслей - 35%), то для ритейлеров Москвы и Санкт-Петербурга правила жестче. ФАС сможет ограничивать их деятельность, даже если компания занимает долю рынка в 5%.

В Москве и Петербурге гораздо больше игроков, чем в других регионах, говорит "Ведомостям" аналитик "Антанта пиоглобал" Андрей Верхоланцев, получить на нем большую долю сложно. По его оценкам, в столицах в 5%-ный порог не впишутся X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток"). Близки к порогу и другие крупные игроки - "Ашан", "Копейка", "Седьмой континент", полагает Денис Шириков из AC Nielsen.

Закон сыграет против потребителя - ограничение экспансии ритейлеров может привести к росту цен, а сейчас сети могут снизить цены за счет "эффекта масштаба", считает Наталья Загвоздина из "Ренессанс капитала".

Снижение порога доминирования приведет к росту цен на продовольствие: за 12 месяцев по май продовольственные цены в стране выросли на 20%, причем в сетевых магазинах - в 3-4 раза меньше, чем в несетевых, говорит исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Устанавливая предел доли на рынке, чиновники поощряют развитие несетевых ритейлеров, сетует он.

Все договорные отношения компаний, попавших в реестр доминирующих, будет регулировать антимонопольная служба по согласованию с Минпромторгом и Минсельхозом. В том числе порядок и сроки поставки товаров, максимальное время отсрочки платежа, условия возврата товара. Ставится крест на свободе договора, переживает партнер DLA Piper Игорь Паншенский.

Доминирующим компаниям запрещено "создавать дискриминационные условия третьим лицам", в том числе поставщикам. Все поставщики должны быть в равном положении. Странная норма, удивляется Паншенский: получается, если ритейлеру особые условия заказаны поставщиком, то ритейлер обязан те же условия навязывать остальным. Условия договора бывают более выгодными для крупных и качественных поставщиков, подтверждает Наталья Загвоздина.