19.06.2008

Россияне переходят на более дешевые продукты

За последний год у россиян появились иные предпочтения в выборе продуктов. И причиной тому, как несложно догадаться, быстрый рост цен на них.

Компания "Ромир" обнародовала исследование того, как изменилась структура потребления. Согласно ему, расходы граждан на товары повседневного спроса за год с апреля 2007 г. по апрель 2008 г. из-за подорожания продуктов выросли на 25%, а в Москве - на 40%. До сентября 2007 г. структура и размеры расходов россиян были довольно стабильными: около 40% повседневных расходов - непродовольственные товары, 60% - продукты. Затем баланс нарушился. "Москвичи практически не пострадали от такой корректировки - их зарплаты компенсируют рост цен, а вот у жителей небольших городов стиль потребления заметно изменился", - говорит "Ведомостям" Андрей Федотов, гендиректор компании "Ромир панель".

По данным Росстата, в этом году продукты дорожали быстрее других товаров или услуг: за январь - май цены выросли на 7,7% по сравнению с декабрем 2007 г., а продовольствие подорожало на 10,2%. Год назад продукты дорожали в два с лишним раза медленнее.

Социологи выявили три стратегии реагирования на подорожание продуктов. Первая - сокращение потребления и отказ от некоторых продуктов, объясняет "Ведомостям" Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ. Так поступают 35% россиян - в основном пенсионеры и бюджетники. Вторая стратегия - отказ от некоторых продуктов и переключение на более дешевые места покупок - дискаунтеры и магазины экономкласса. Так среагировали на подорожание жизни семьи, состоящие более чем из двух человек, особенно если в них есть несовершеннолетние дети. Доля магазинов экономкласса ("Пятерочка", "Дикси", "Копейка" и проч.) выросла почти вдвое - с 6% в 2006 г. до 10% в 2007 г., по данным исследовательской компании "ГФК-Русь"; в течение предыдущих двух лет доля этих магазинов не менялась. Менее трети не меняют стиля потребления, рассчитывая увеличить доход. Последнюю стратегию выбирают молодые и ориентированные на карьеру россияне, уточняет Федоров.

"Переключение на более дешевые бренды коснулось многих продуктов: мясных и молочных, растительного масла, майонеза, кондитерских изделий", - перечисляет Андрей Федотов. Потребители стали отказываться от питьевого йогурта, его потребление снизилось на 7% в пользу более бюджетного кефира. Появилась тенденция перехода от молотого кофе к растворимому у тех, кто пьет оба этих вида. Продажи растворимого кофе сегмента премиум в I квартале 2008 г. сократились на 38%.

Рустам Атаходжаев, гендиректор комбината "Черемушки", говорит, что москвичи на подорожание практически не отреагировали. Зато в регионах, куда "Черемушки" поставляет кондитерские изделия, компания столкнулась с падением спроса - люди не могут привыкнуть к высоким ценам.

То, что россияне затянули пояса, заметили и производители колбасы. Темпы роста продаж у крупных мясоперерабатывающих комбинатов уже в конце 2007 г. заметно сократились, говорит Мушег Мамиконян, председатель правления Мясного союза. Колбасу и копчености россияне все чаще заменяют недорогим куриным мясом, которого сейчас продается больше на 15-20%, чем год назад. Такой "откат в прошлое", впрочем, он объясняет не только подорожанием продуктов, но и ростом числа россиян, выплачивающих кредит за квартиру и машину, увеличением цен на ЖКХ.

Некоторые продукты, скажем майонез, стали попросту реже покупать. К примеру, в семьях с доходом более 16 000 руб. на человека майонез в этом году покупают в среднем 2 раза в месяц, тогда как год назад - 2,5 раза, говорится в отчете "Ромир".

В этой ситуации производителям придется расфасовывать свою продукцию помельче - чтобы покупатели не пугались ценников, и побольше разъяснять значимость потребления тех или иных продуктов. А вот снижать качество в погоне за экономией не рекомендуется - потом восстанавливать имидж марки будет куда сложнее.


Иллюстрация с сайта газеты «Ведомости»