16.06.2008

Через Интернет в России проходит 10% безналичных расчетов

3 июня ЦБ опубликовал исследование "Обзор российского рынка платежных карт. Тенденции и перспективы развития". Из него следует, что через Интернет проходит почти 10% безналичных расчетов российских граждан. Это довольно высокий показатель даже по меркам развитых стран, пишет "Коммерсант".

Из разъяснения банка следует, что в 2007 году "объем платежей, проведенных кредитными организациями на основании платежных поручений, представленных физическими лицами в кредитную организацию (ее филиал) через сеть интернет" составлял 285,2 миллиарда рублей (рост по сравнению с 2006 годом - 218,2%).

Однако однозначно оценить, какие именно операции обеспечили столь высокий показатель, не удается. В ЦБ пояснили, что получают данные "в агрегированном виде (не содержат целевого назначения платежа)", то есть оценить объем платежей, "связанных с так называемой электронной коммерцией", невозможно. Из указания ЦБ N1376, на основании которого банки составляют отчетность, описываемую аналитиками ЦБ, вытекает, что в категорию интернет-платежей могут попадать вовсе не микроплатежи и покупки с использованием платежных систем "Яндекс.Деньги", WebMoney и т. п., а, например, оплата счетов с использованием электронных терминалов. Иными словами, оплачивая счет за мобильный телефон или интернет в кассе супермаркета или платежном терминале, с точки зрения ЦБ, вы, возможно, совершаете платеж через интернет.

Это косвенно подтверждается и данными операторов этого рынка. По данным платежной системы "Киберплат", ее оборот в 2007 году составил 4,74 миллиарда долларов (рост за год в 1,8 раза), число точек приема платежей, подключенных к этой системе, достигло 170 тысяч. По данным ЦБ, на 1 января этого года в России было установлено почти 240 тысяч электронных терминалов. Все сходится: настоящей электронной коммерции в России по-прежнему мало, а терминалов уже сравнительно много.


Иллюстрация с сайта газеты "Коммерсант"