30.04.2008

В России увеличивается спрос на бутилированную воду

Рынок питьевой бутилированной воды в России с каждым годом стремительно растет. Общее число фирм, реализующих данную продукцию, уже достигает нескольких тысяч. Отечественные производители все чаще задумываются об экспорте воды в Европу. Тем временем в отрасли есть масса нерешенных проблем. Зачастую покупатели получают недостоверную информацию о происхождении, химическом составе и степени очистки бутилированной воды, а иногда и вовсе наталкиваются на подделки.

Развитие рынка в России обусловлено не только модой на здоровый образ жизни, но и реальными опасениями людей пить воду из-под крана. А ведь еще 10-20 лет этот вопрос никого не волновал. Более того, даже сейчас, по словам директора Главного испытательного центра питьевой воды Юрия Гончара, качество водопроводной воды в Москве и Санкт-Петербурге на 99% соответствует всем санитарным правилам и нормам.

Тем не менее, весной многие россияне начинают чувствовать, что вода из-под крана пахнет хлоркой, поскольку попавшие в источники талые воды потребовали более тщательной очистки. Это лишний раз подталкивает их покупать воду в бутылках. По статистике, которую приводит вице-президент Союза производителей бутилированных вод России Вадим Алтаев, сейчас в среднем один житель нашей страны покупает примерно 20 л воды в год. В 2007 г. производители поставили на прилавки около 340 млн декалитров бутилированной воды. С конца 2004 г., когда были утверждены списки обязательных документов для производства питьевой воды, Роспотребнадзор выдал более 2000 разрешений на тот или иной вид продукции. По словам Алтаева, сейчас эксперты отмечают темпы роста рынка бутилированной воды на 12-15% в год.

Широко представлена на российском рынке и продукция компаний из Европы, где, к слову сказать, уровень производства и потребления питьевой воды в бутылках гораздо выше. Однако при всем многообразии товара, представленного на полках в магазинах, эксперты отмечают, что найти качественную бутилированную воду, которая бы по качеству отвечала бы всем требованиям, крайне сложно. Зачастую информация на упаковке просто не соответствует истине. По словам Гончара, среди российских производителей есть только одна добросовестная компания которая честно пишет, что в бутылке находится водопроводная вода высокой степени очистки. Многие компании ограничиваются довольно туманными определениями типа "вода из центрального источника водоснабжения" или просто "минеральная вода". Это касается и зарубежных производителей. Ю. Гончар отмечает, что на подавляющем большинстве их продукции указано, что вода взята из природных источников, например, в Альпах. Однако лабораторные исследования показывают, что она даже ни разу не соприкасалась с горными камнями.

Немногим известно, что помимо того, что бутилированная вода должна быть безопасной для здоровья, она должна быть еще и полезной. А именно соответствовать требованиям по так называемой физиологической полноценности. Под этим термином подразумевается наличие в воде необходимых организму микро и макроэлементов – всего около 80 показателей. По утверждению Гончара, этим требованиям в полном объеме соответствуют лишь единицы продукции на российском рынке. Как правило, ее производят новые российские бренды, которые смогли найти хороший источник воды и могут выпускать качественный товар при небольших финансовых затратах. Так, хорошо себя зарекомендовала бутилированная вода из Липецка, Костромы, Орла и других регионов. А вот производители наиболее раскрученной продукции, как правило, финансово не заинтересованы в том, что бы насыщать воду полезными элементами. Что касается импортной воды, то, по словам Гончара, почти вся она искусственно минерализована. Из-за дороговизны процесса и цена на нее соответствующая.

Вдобавок ко всему при покупке бутилированной воды есть вероятность нарваться на подделку. Как утверждает Алтаев, ее доля на рынке составляет около 10-15% от представленной продукции. Выявить контрафактный товар очень сложно, но есть несколько вещей, на которые покупателям стоит обратить внимание. Во-первых, на этикетке бутылки обязательно должна быть информация о категории воды (питьевая, столовая, лечебно-столовая, лечебная), ее источнике (водопровод, номер скважины), производителе с указанием адреса, химическом составе и регистрационных данных. Во-вторых, производители поддельной бутилироваенной воды появляются на рынке ненадолго, поэтому не уделяют внимания внешнему виду продукции. Если на упаковке рисунки и надписи четко отпечатаны, а крышка и бутылка дополнительно украшены, то, скорее всего, продукция настоящая. В третьих, лучше стараться покупать бутилированную воду в крупных торговых точках, где вероятность подделки наименьшая. И, наконец, эксперты советуют также доверять собственному вкусу – только попробовав можно понять какая именно вода вам подходит. // Интерфакс

UNIPACK.RU