28.04.2008

Кто Вы, Жан Мари Бурсико? Создатель «Ночи пожирателей рекламы» рассказал Sostav.ru об искусстве, которого нет

Эта единственная ночь дороже целого года. Когда Жан Мари Бурсико приезжает в столицу проведения «Ночи пожирателей рекламы», бриллиантовое колье рекламных роликов получает свой самый главный и крупный алмаз. Так случилось в Москве. Создатель бессмертной энциклопедии для рекламистов, окутанный не только в России, но и на родине покровом тайны и слухов, поделился с читателями Sostav.ru, как ему удается добиваться полных залов, где даже служебный персонал протискивается на ступеньки между рядами. 

Первый вопрос у меня отвлеченный. Жан Мари, что для Вас Россия, Москва?

Я вообще люблю Россию, чувствую себя здесь очень хорошо. Пятнадцать лет приезжаю сюда. И наверно мне здесь хорошо, не потому, что я работаю с профессиональной командой, а работаю со своими друзьями, с которыми просто провожу время.

Жан Мари, Ваши представления собирают аншлаги, несмотря на то, что большую часть представленных рекламных роликов можно без труда найти в Интернете. Как Вам удается каждую «Ночь…» собирать полные залы?

«Ночь пожирателей рекламы» - это прежде всего праздник. Праздник не проводят в одиночестве. Попробуйте посмотреть такую программу как «Ночь пожирателей рекламы» сидя у телевизора, в одиночку, и вы через пол часа выключите телевизор, как бы интересно это ни было поначалу. Здесь же, в атмосфере праздника, мы собираем много народу, люди часто сидят до конца Ночи и смотрят все 400 фильмов, которые мы привозим… В прошлом году у нас случилась небольшая неприятность – затопило часть Синематеки – и чтобы сохранить все фильмы, мы решили переложить их в Интернет. Уверяю Вас, что совершенно разная аудитория будет смотреть фильмы по Интернету и приходить на «Ночь пожирателей рекламы». Поверьте, это будут разные люди.

Жан Мари, известна Ваша любовь к России, в начале интервью Вы еще раз об этом упомянули. Нынешняя «Ночь» даже содержит российский блок. Как Вы лично оцениваете рекламу в России?

Вы знаете, я сделал российский блок не просто потому, что я люблю Россию. Я каждый год делаю что-то подобное в разных странах. На будущий год это может быть, например, «Соединенные штаты и Мексика». Интерес именно этих роликов, которые я включил в российский блок, в том, что это региональные фильмы, которые мне удалось собрать благодаря нашей продюсерской сети в России, в тех городах, где мы проводим «Ночь пожирателей рекламы». Вот они то как раз и отличаются своим подходом от международных рекламных роликов, которые одинаковы в каждой стране.

В чем же особенность российского блока в программе «Ночи пожирателей рекламы»?

Начнем с конца. Публика, которая приходит на «Ночь…», приходит не просто посмотреть рекламные фильмы, они приходят сделать маленькое путешествие по шестидесяти странам мира. Программа этого года началась фильмом, который идет только в Алжире: где женщины поют и рекламируют стиральный порошок. Так в других местах не делают, это и есть национальная реклама… Есть еще один любопытный блок в этой программе, так или иначе связанный с Россией – это иностранные рекламные фильмы, которые сделаны на базе российских материалов, российских реалий. На этот блок не надо обижаться, он сделан не со зла. Мне просто хотелось показать как мы, европейцы, в то время смотрели на Россию.

Жан Мари, Вы считаете рекламу искусством?

Я не думаю, что сама реклама является искусством. Реклама использует все искусства, которые только могут быть: кинематограф, музыку, живопись, фотографию, архитектуру, все что хотите. Использование всех этих компонентов очень важно. Меня интересует момент кинематографии в рекламе, поэтому я собираю свою коллекцию и делаю такие ночи. Кого-то может интересовать рисунок в рекламе, кого-то музыка в рекламе – это просто отдельные коллекции и какие-то «Ночи...», которые еще не сделаны.

Может этот вопрос Вам покажется провокационным, но приносит ли Вам «Ночь пожирателей рекламы» доходы?

Да, «Ночи пожирателей рекламы» позволяют мне жить, но не только для этого я их делаю. Они помогают мне сохранять Синематеку, которая требует больших затрат. Кроме того, «Ночь…» - это для меня большое творчество. Оно позволяет разделить мою страсть к искусству, рекламе, кинематографии, - со зрителями, которые приходят на «Ночь пожирателей рекламы».

В России Вы – одна из самых ярких и одновременно загадочных фигур. Вас мало знают в кругу поклонников и рекламистов. Кто Вы, Жан Мари Бурсико?

Даже когда этот вопрос задают моим родителям, он ставит их в тупик. Я не продюсер, я не рекламист, я не режиссер, непонятно кто я. Если правильно сказать: наверно, я являюсь хранителем Синематеки, которую сам и создал. Может это работа уже для старика, но она мне нравится.

Потрясающе обаятельный, невысокого роста, коренастый, с короткой стрижкой и изящно прорисованными морщинками у глаз. Если не знать, что Жан Мари француз, его выдадут глаза и улыбка, особенно улыбка: характерная, добрая, где-то ироничная и никогда не сходящая с лица. Кажется, в эту ночь он передал свою улыбку москвичам.

Беседовал Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Фото – Даниил Овчинников, Sostav.ru