25.04.2008
Межрегиональная конференция "Реклама как объект интеллектуальной собственности"

Реклама как объект интеллектуальной собственности

Ассоциации коммуникационных агентств РФ 17 апреля в Нижнем Новгороде прошла межрегиональная конференция "Реклама как объект интеллектуальной собственности", организованная Представительством Ассоциации коммуникационных агентств РФ в ПФО совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Правительством Нижегородской области, Торгово-Промышленной палатой Нижегородской области. В конференции приняли участие представители УФАС по Нижегородской области, Торгово-промышленной палаты, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Управления Россвязьохранкультуры по Нижегородской области, органы власти, саморегулируемые организации, а также рекламные компании.

Открывая конференцию, заместитель губернатора и председателя правительства Нижегородской области Ирина Живихина назвала тему конференции очень важной, особенно в связи с вступлением с 1 января 2008 года в действие 4 части Гражданского кодекса регулирующей отношения в сфере защиты авторских и смежных прав. На данный момент Правительством Нижегородской области уже подготовлено Постановление о мерах по контролю за исполнением областного законодательства об авторском праве.

Генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов сообщил, что по итогам развития рекламного рынка страны в 2007 году можно говорить об определенной стабилизации на рекламном рынке - в плане определения основных целей, возможностей и принципов сотрудничества.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров заявил о том, что тема конференции представляет для ФАС значительный интерес, так как законодательство о рекламе является частью законодательства о недобросовестной конкуренции. "Мы будем внимательны к информации о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники рекламного рынка для того, чтобы впоследствии оценить наше собственное правоприменение", - сказал он. Итоги конференции будут учитываться и при разработке поправок к Административному кодексу правонарушений.

Андрей Кашеваров отметил также, что рост рынка рекламы в России за последние пять лет в среднем на 20-25% ежегодно, при росте экономики в 5-6%, говорит об адекватном регулировании отрасли. Темпы развития этого сегмента рынка в стране обуславливают и положение России в мировом рекламном сообществе. Так, на прошедшем с 22 марта по 1 апреля 41-м конгрессе Всемирной рекламной ассоциации было решено, что следующий конгресс состоится в 2010 году в Москве. Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала о некоторых итогах, обобщающих правоприменительную практику со времени вступления в силу нового федерального закона "О рекламе". По словам Татьяны Никитиной, количество нарушений, фиксируемых антимонопольной службой, осталось на прежнем уровне, однако изменилась их структура. Если раньше основное количество правонарушений относилось к части общих требований к рекламе, то сейчас - к отдельным требованиям в рекламе определенных видов товаров. Так, по итогам 2007 года большинство из них касается рекламы финансовых услуг. Нарушения фиксируются как в отношении содержательных (условия кредитования), так и формальных (например, наименование рекламодателя) аспектов рекламы. Проблема нарушений в сфере рекламы финансовых услуг достаточно серьезная и требует жесткого контроля. Кроме того, существенно возросло и количество нарушений в рекламе медицинских услуг, лекарственных средств, биологически активных добавок, в рекламе алкогольной продукции, табачных изделий, а также в рекламе игорных заведений. Татьяна Никитина сообщила также о начале формирования правоприменительной практики по новым поправкам к ФЗ "О рекламе", вступающим в силу с 1 июня 2008 года.

Заместитель начальника отдела Нижегородского Управления Федеральной антимонопольной службы России Ольга Швецова, выступая с докладом по законодательным аспектам защиты интеллектуальной собственности и проблемам правоприменительной практики, отметила, что антимонопольные органы осуществляют свою деятельность по защите интеллектуальной собственности на основе федеральных законов "О рекламе" и "О защите конкуренции". По мнению г-жи Швецовой, наиболее "интересной и непростой" является статья о недобросовестной конкуренции, одна из форм которой - незаконное использование интеллектуальной собственности. Она может быть зарегистрированной (например, товарный знак), но чаще всего не имеет государственной регистрации. В этом случае компании, подающие заявления в УФАС, сталкиваются с необходимостью доказать свои права на объект интеллектуальной собственности, используемый конкурентом.

Руководитель Управления Россвязьохранкультуры по Нижегородской области Дмитрий Мусин в своем сообщении остановился на применении части 4 Гражданского кодекса относительно средств массовой информации (СМИ). По его словам, для СМИ проблема авторских прав наиболее актуальна, поскольку зачастую они аккумулируют в своем контенте очень широкий спектр материалов, обладающих признаками наличия интеллектуальной собственности. Согласно последней редакции Кодекса для управления правами на коллективной основе необходима государственная аккредитация. Как сообщил Дмитрий Мусин, в 2008 году будет проведен конкурс на получение такой аккредитации. Принять участие в конкурсе планируют Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая ассоциация (РФА), а также Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ). На данный момент львиную долю отчислений по авторским правам собирает РАО.

Министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков отметил, что реклама стала самостоятельной отраслью экономики, в ней задействованы сотни тысяч людей. По оценкам специалистов в 2008 году рекламные бюджеты вплотную приблизятся к рубежу в 15 млрд. долл. США. Соответственно растут бюджеты и всех средств распространения рекламы, в том числе наружной. После изменений в законодательстве, по словам Василия Казакова, средства от распространения наружной рекламы становятся серьезной статьей доходов нижегородского областного бюджета.

Начальник территориального агентства по северо-восточному административному округу Комитета рекламы, информации и оформления города Правительства Москвы Дмитрий Быков отметил, что при создании наружной рекламы используется целый ряд объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются законодательством об авторском праве - это, прежде всего, товарный знак, фотографии, изображения и прочее. По мнению Дмитрия Быкова, рекламное сообщество в ближайшее время должно решить вопрос о мерах, которые должны быть приняты, чтобы при подготовке к экспонированию наружной рекламы, во-первых, не нарушать авторские и смежные права третьих лиц, а, во-вторых, чтобы защитить свои права на созданный объект интеллектуальной собственности.

Директор Представительства АКАР РФ В ПФО Наталия Земскова-Шамба отметила возрастающую роль саморегулируемых организаций как экспертов в области соотношения интеллектуальной собственности и рекламы, включающей авторство на рекламу, использование в рекламе чужого произведения, соблюдение интересов третьих лиц при распространении рекламы, содержащей объект интеллектуальной собственности. В заключении Наталия Земскова-Шамба пригласила собравшихся принять участие в мероприятиях проекта "Юбилей рекламы".

Ассоциация коммуникационных агентств России