09.04.2008
Synovate

Глобальное исследование Synovate выявило отношение людей к деньгам.


HONG KONG — Глобальная исследовательская компания Synovate опубликовала данные опроса об отношении жителей разных стран к финансовому успеху. Самыми активными в погоне за удачей оказались англичане, 46% которых регулярно покупают лотерейные билеты в надежде на крупный выйгрыш. Тогда как две трети аргентинцев  (64%) и 58% россиян не согласны с высказыванием, что они  были ли бы счастливее, если бы у них было больше денег”.  

В опросе Synovate приняли участие более 12 500 взрослых потребителей из 16 стран мира – Аргентины, Австралии, Бразилии, Болгарии, Канады, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Малайзии, Нидерландов, России, Южной Африки, Саудовской Аравии, Соединённого королевства и Соединённых Штатов Америки. Исследование проводилось в январе и феврале 2008 года с использованием различных методологий: онлайн, телефонных опросов и личных интервью.

Деньги решают все. Так ли это?

Справедливости ради следует отметить, что миллиардеры Warren Buffet, Bill Gates или Mexico's Carlos Slim Helu придерживаются другого определения финансового успеха, чем большинство из нас. Согласны ли с их мнением те, кто не располагает такими деньгами? Мы попросили респондентов проранжировать ряд определений финансового успеха, и полученные результаты оказались довольно интересными. 

Ни для кого не секрет, что существуют определенные различия между потребителями из развитых и развивающихся стран...  И в ходе данного опроса мы попытались выяснить различия предпочтений искушенных потребителей и начинающих консьюмеров. Исследование показало, что такие страны, как Индия, Болгария, Южной Африка и Индонезия в основном ориентированы на удовлетворение первичных потребностей (пропитание и кров).

Более удивительным оказался тот факт, что такие развитые страны, как Германия и Италия в равной степени ориентированы на все те же первичные потребности – питание и жилье оказались главными факторами, определяющими финансовую успешность.

“Это связано с жизненными ценностями немцев,  - отметил генеральный директор Synovate Германия, Гаральд Хасельман. -

Среднестатистический немец высоко ценит такие вещи, как ответственность, финансовую независимость и стремление к продвижению по службе.  На первый взгляд это кажется удивительным, но при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно разумным:  жители развитых стран во главу угла ставят благополучие собственной семьи.”

„Главным для многих людей всё ещё является добыча пропитания и обеспечение крыши над головой: во многих странах люди не строят долгосрочных планов», - отмечает финансовый директор Synovate США Клер Браверман (Claire Braverman). -Только в двух странах обеспеченная старость была отмечена как результат финансового успеха. В России этот параметр оценки финансового благополучия ставят на первое место, в Великобритании – на третье. Первостепенной задачей для компаний финансового сектора сейчас является переориентирование людей на более долгосрочные перспективы, - отмечает она.“

Очевидно, что отношение к деньгам зависит как от культуры, так и от того, что люди имеют на самом деле. Деньги являются универсальным платежным инструментом, но отношение к ним в разных странах разное.

Растущая неприязнь к долгам

В числе факторов, определяющих  финансовый успех в развитых странах, было названо отсутствие долгов. Особенно важным этот фактор оказался для Соединённых штатов и Соединённого королевства, но также он попал в число значимых для Австралии, Нидерландов и Канады.

Браверман отметила, что определение финансового успеха в этих странах больше не зависит от того, что могут позволить себе люди, а от того, как они будут за это платить.

"В настоящий момент долг – это враг номер один для Соединённых Штатов. Кризис кредитования привлек повышенное внимание к долгам, и жители США стремятся избавиться от них как можно быстрее. 

„Ситуация в Соединённых Штатах отразилась на финансовой деятельности всего мира, т.к. большинство экономик связано с рынком Соединённых Штатов.

Существует и другая причина такого повышенного внимания к долгам в развитых странах. Частично  - это отношение к деньгам, нежелание брать в долг. При прочих равных условиях, речь идет о доступности кредитования. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в развитой стране достаточно просто оформить кредит, в то время как жителям развивающихся стран это не всегда доступно.

 

Правят ли деньги миром?

В развивающихся странах потребители склонны приписывать финансовый успех скорее удаче, нежели умению вести дела. Они в большей степени думают о деньгах и как их достать. Серия вопросов, предполагающих ответ Да/Нет, позволила выяснить мнение людей о деньгах и о том, что они значат в жизни.

Для кого же деньги имеют наибольшее значение? С высказыванием „Я регулярно думаю о деньгах и как их заработать“ согласны 83 процента индонезийцев, 76 процентов индусов и 76 процентов малазийцев.

Директор Synovate по инсайтам потребителей в Азии Майк Шерман (Mike Sherman), объясняет это скорее потребностями, чем культурой. 

"Вы часто «хотите то, чего у Вас нет», но в большей степени речь идет о действительных нуждах.  Речь идет не о том, чтобы получить что-то, в чем нет необходимости. Деньги олицетворяют жизнь или смерть, и, несмотря на постоянно и быстро растущие доходы, многие до сих пор вовлечены в борьбу за выживание”, говорит Шерман.

"Влияние культуры скорее проявилось в том, что 72% индусов согласились, что финансовый успех связан с удачей, а не с умелым ведением дел. За ними, с большим отрывом, - Болгария и Малайзия (44% согласившихся с утверждением о роли удачи). В Индии счастливый случай играет большую роль в жизни людей.

"С другой стороны всего 12% согласных в Австралии, 14% в Канаде и 16% в Соединённых Штатах…в этих странах награда тесно связывается с усердной работой", -  говорит он.

Для 57% респондентов  в развивающихся странах деньги  - это проблема, и лишь 31 % жителей развитых стран видят связь между возрастающим количеством денег и появляющимися проблемами.

Кто не рискует, тот…

Что же люди предпринимают для увеличения шансов быть финансово успешным или оставаться на том же уровне? Чаще всего они усердно работают, ставят цели и разрабатывают планы, но в мировых развитых странах  к этому примешивается и доля слепого оптимизма!

Люди, старающиеся улучшить или поддержать своё финансовое положение,  среди наиболее значимых факторов (47%) назвали умение справляться с работой, усердно трудиться, за ними идёт составление бюджета или плана (43%). 

Шерман отмечает, что несмотря на то, что многие ответили, что имеют определенные финансовые планы, эти планы чаще всего не не имеют отражения в реальной жизни. 

"Задача поставщиков финансовых услуг - заставить людей делать долгосрочные планы. Большая часть составляемых планов не выражается на бумаге и не составляется профессионалами. 85% всех респондентов не пользуются услугами бухгалтера или специалиста по финансовому планированию", - говорит он.

В развитых странах 25% всех респондентов  регулярно покупают лотерейные билеты и участвуют в розыгрышах в надежде улучшить своё финансовое положение.

"Это едва ли можно назвать самым надёжным из способов заработать, но большой выигрыш, несомненно, станет судьбоносным!", заявил Шерман.

Вообще, действия, которые люди предпринимают в развитых и развивающихся странах очень похожи. Основные различия, состоят в том, что потребители в развитых странах с большей вероятностью пользуются услугами специалиста по финансовому планированию или консультанта, но это только 20% респондентов.

Defenition of financial success