02.04.2008
Russian Food&Drinks

Прошёл звёздный час. Российский рынок молочных и мясных консервов



Исследования Института аграрного маркетинга

  Институтом аграрного маркетинга (ИАМ) в октябре 2007 года было проведено исследование российского рынка молочных и мясных консервов. Благодаря оценке основных особенностей рынка, а также тенденций его развития были спрогнозированы перспективы развития этой отрасли на период до 2012 года.
  МОЛОЧНЫЕ КОНСЕРВЫ
  На протяжении 6 лет – с 2000 до 2005 года включительно - в целом по России наблюдалась отчетливая тенденция к увеличению производства молочных консервов. В дальнейшем в данном сегменте молочного рынка наметилась тенденция к сокращению производства: в 2006 году выпуск продукции уменьшился на 3,1% по сравнению с 2005 годом (рис. 1).

1

  Десятку лидеров 2006 года по производству молочных консервов на федеральном уровне представляли следующие регионы России: Белгородская, Смоленская, Орловская, Омская области, Краснодарский край, Тюменская, Курганская, Курская, Кемеровская, Воронежская области (рис. 2). Суммарная доля этих регионов в общероссийском объеме производства молочно-консервной продукции составила 80 %.
  В настоящее время российский рынок молочных консервов не является зависимым от импортных поставок, более того, доля импортной продукции в общих ресурсах имеет тенденцию к сокращению. Так, если в 2004 году российский рынок зависел от импорта на 2%, то в 2006-м - лишь на 0,2%.

2

  Ограничение в 2006 году ввоза молочных консервов из Украины, доля которой в импортных поставках составляла порядка 95%, повлияло на изменение структуры стран-поставщиков в общероссийском объеме импорта.  В результате структурных изменений упрочились позиции Литвы, Германии и Нидерландов (рис. 3).
  За 2004-2006 годы было отмечено сокращение емкости российского рынка на 6,9%, что обусловлено снижением уровня потребления молочных консервов в пересчете на душу населения. Сокращение розничного потребления консервированной молочной продукции объясняется тем, что если раньше она была одним из немногих доступных молочных десертов, то в настоящее время потребителю предлагается широкий выбор различных видов такой продукции: муссы, молочно-шоколадные пасты, йогурты, творожки, глазированные сырки и т.п. Кроме того, авторитет сгущенки подрывает и невысокое качество продукта.

3

  Что касается промышленного потребления сгущенного молока, то оно, напротив, показывает положительную динамику благодаря увеличению его использования в первую очередь кондитерскими предприятиями.
  В связи с тем, что российский рынок молочных консервов является профицитным и объемы собственного производства продукции примерно на 10-15% превышают спрос на нее, то одной из особенностей рынка является увеличение экспорта. В 2004-2006 годах объемы вывозимой за пределы РФ молочноконсервной продукции увеличились почти в 2 раза.
  В настоящее время большинство молочно-консервных комбинатов России имеют недозагруженные производственные мощности: в 2006 году среднероссийский показатель их использования составил 66%. Недозагрузка производственных мощностей связана прежде всего не с их износом, а с недостатком сырья. В этих условиях предприятия, по уже сложившейся традиции, обзаводятся собственными сырьевыми базами (например, «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и т.д.). Другие производители добиваются значительных объемов выпуска, нарушая технологии производства и снижая качество продукции. Так, по результатам проверки качества сгущенного молока в российских розничных магазинах Общенациональной ассоциацией генетической безопасности (ОАГБ), 80% исследованной продукции не соответствует стандартам качества.
  Одной из основных особенностей отрасли в настоящее время является консолидация активов в руках небольшой группы наиболее значимых игроков рынка молочных консервов. По результатам проведенного ИАМ исследования, максимальные совокупные доли на рынке - порядка 20% - в настоящее время имеют ЗАО «ТД «Союзконсервмолоко» (владелец торговой марки «Густияр») и компания «Эрконпродукт» (ТМ «Молочная страна»).
  Лидеры молочного рынка Федерального уровня – компании «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» в данном сегменте занимают не столь сильные позиции. Компании «Юнимилк», в состав которой на данный момент входят два предприятия, выпускающих молочные консервы – «Ялуторовскмолоко» и Шадринский МКК, принадлежит 10-процентная доля рынка, «Вимм-Билль-Данну» - всего 3%. При этом «Юнимилк» планирует сокращать производство этого направления продукции.
  По мнению экспертов ИАМ, в ближайшей перспективе рынок молочных консервов ожидает дальнейшее разделение среди небольшой группы сильнейших игроков, значительных инвествложений в строительство новых комбинатов молочных консервов не ожидается, а увеличение конкурентных возможностей будет происходить за счет расширения ассортимента продукции.
  Еще одной особенностью рынка в настоящее время является развитие молочно-консервными предприятиями параллельных производств и выпуск совершенно новых для себя продуктов. Так, например, ООО «Нижнекисляйский молочно-консервный комбинат» в Воронежской области с 2005 года освоил производство овощных и мясорастительных консервов.   Компания «Эрконпродукт», начавшая свой бизнес с выпуска молочных консервов, в 2003 году вышла на рынок овощной консервации, а в настоящее время намеревается обозначиться и на сырном рынке.
  МЯСНЫЕ КОНСЕРВЫ
  Рынок мясных консервов с 2004 по 2006 годы в целом по России имел разнонаправленные тенденции развития. Так, в 2005 году наблюдался значительный рост производства мясных консервов всех видов по сравнению с 2004 годом – на 21,4%, а в 2006-м этот показатель, напротив, снизился на 5,1%. В целом за два года производство мясных консервов выросло на 15,2%.
  Если оценивать динамику производства в различных сегментах данного рынка в целом по России, то наивысший темп роста в 2004-2006 годах был отмечен в сегменте паштетов - относительный прирост составил 82,4%.  Производство тушеного мяса и мясорастительных консервов увеличилось лишь на 6,1%.
  Десятку лидеров рейтинга по объемам производства мясных консервов возглавляют Калининградская и Московская области - доли этих регионов в общероссийском выпуске продукции в 2006 году составляли соответственно 22,6 и 13,1% (рис. 4).

4

  Отдельно хотелось бы отметить рынок детских мясных консервов, который наряду с паштетной группой является наиболее перспективным сегментом рынка мясных консервов. За период с 2004 по 2006 годы относительный прирост производства составил 33,5%; положительная динамика производства детских мясных консервов отмечалась во всех регионах, занимающихся выпуском этой продукции, - в Краснодарском крае, Московской и Новгородской областях.
  Практически во всех сегментах рынка мясных консервов в 2004-2006 годах отмечался процесс импортозамещения, в результате которого доля зарубежных поставок мясных консервов всех видов в общероссийских ресурсах снизилась с 5,3 до 1%. Исключением является сегмент детских мясных консервов, в котором рост собственного производства продукции сопровождается увеличением импортных закупок. Так, если в 2004 году доля импорта в общероссийском объеме ресурсов этого сегмента составляла порядка 12%, в 2005-м – 13%, то в 2006-м – уже 26%.
  В настоящее время на рынке мясных консервов наблюдается некоторая стабилизация потребления. Отдельные же сегменты данного рынка имеют разнонаправленные тенденции в потреблении продукции. Наиболее перспективными направлениями рынка мясных консервов в ближайшее время, по прогнозам ИАМ, будут детские мясные консервы и паштетная группа, в которых наметились положительная динамика как в спросе, так и в предложении продукции.
  Емкость рынка тушеного мяса и мясорастительных консервов в целом по России продолжает сокращаться. Крупнейшими потребителями этой продукции остаются Госрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН и т.д., на долю которых приходится более 60% производимой в стране мясоконсервной продукции. Доля населения, использующего в своем меню данную продукцию, не превышает 30%. Причем традиционно основной спрос на мясные консервы приходится на Северо-Запад России и Дальний Восток.
  В настоящее время рынок мясной консервированной продукции практически не развивается. Благодаря росту доходов населения мясные консервы вытесняются с рынка более дорогостоящей продукцией - колбасами, копченостями, мясными рулетами и т.д. Также к причинам сокращения потребительского рынка можно отнести рост популярности полуфабрикатов и моду на вегетарианство. Но главной причиной снижения потребления мясных консервов является значительное ухудшение качества продукции
  Основным направлением инвестиционных стратегий большинства компаний отрасли является модернизация и реконструкция уже имеющихся мощностей (хотя отмечается некоторая инвестиционная активность в строительстве новых производственных линий и цехов по производству мясных консервов), а также расширение ассортиментной линейки продукции.
  Еще одной тенденцией рынка мясной консервации, в основном среди крупнейших производителей, является развитие параллельных производств и выпуск наряду с мясными консервами еще и овощных и молочных консервов. Например, предприятие ЗАО «Семяс» в Ростовской области, специализирующееся на выпуске мясных и мясорастительных консервов, переориентировалось на изготовление плодоовощной консервации.
  По прогнозам экспертов ИАМ, в ближайшей перспективе производство и потребление мясных консервов несколько снизятся, но незначительные темпы снижения позволят говорить о стабилизации положения в отрасли.    Дальнейшее развитие производителей мясных консервов заключается в расширении ассортимента предлагаемой продукции и в связанной диверсификации производства.

По итогам исследования Института аграрного маркетинга

FOODMARKET