26.02.2008

АКАР назвал победителей своих рейтингов. Instinct, BBDO Interactive и Depot WPF Brand&Identity - лучшие

 Подведя итоги прошедшего рекламного года, АКАР отпраздновал начало года нового, 2008. В ходе празднования, которое состоялось 20 февраля, ассоциация назвала топ-10 всех трех рейтингов креативности, которые были составлены за год - "Рейтинга креативных агентств", "Интерактива" и "Бренд-дизайна". Что касается принципов составления этих рейтингов, Sostav.ru уже писал: они формируются на основе количества баллов, присуждаемых агентству за завоеванные на различных фестивалях рекламы места и награды. Количество баллов, начисляемых за победу, зависит от ранга фестиваля. Максимальный вес имеет Гран-при, минимальный балл начисляется за попадание в шорт-лист. Если работа, к примеру, попадает сперва в шорт-лист, а затем ее награждают золотом, то баллы не суммируются, а начисляются только за золото. Самая высокая оценка в рейтинге ставится за гран-при фестиваля Cannes Lions.

В итоге, в рейтинге креативных агентств лучшим было признано агентство Instinct, набравшее 237 баллов. Второе место досталось Leo Burnett (165 баллов), а третьим в креативном авангарде стало новокузнецкое агентство "Реал ПРО" (142 балла).

 Владимир Филиппов, поздравлявший победителей, сказал, что Instinct является автором наградных дипломов. Дипломы немало удивили присутствующих и награждаемых: на белом фоне в привычном акаровском фирменном стиле напечатан соответствующий текст, а в правой части документа - тщательно прожеванная жевательная резинка. В дипломе победителей из жвачки вылеплена единица, двойка, тройка соответственно, у вошедших в десятку - просто раздавленный бабл гам.

В рейтинге "Интерактив" BBDO Interactive заработало 140 баллов и стало победителем, второе место заняло агентство DEFA c 75 баллами, третье место - "Грейп" (52 балла).

Руководитель интерактивных проектов Red Keds Василий Лебедев считает, что вынесение агентств по их интерактивной принадлежности в отдельный рейтинг является очень правильным и актуальным, так как интерактивный дизайн, интерактивная идея и проектная разработка заметно отличаются от дизайна графического. По его словам, очевидно, что подобная специализация отличает интерактивщиков от специалистов смежных областей. "К рейтингу относимся так же, как и к любому другому рейтингу. Приятно осознавать, что наша работа интересна многим людям, даже несмотря на то, что мы и не проявляли особой активности для участия ее в данном рейтинге", - прокомментировал он вхождение своего агентства в топ-10 рейтинга "Интерактив".

Илья Шекуров из Nile Studio к четвертому месту в рейтинге "Интерактив" отнесся весьма сдержанно: "Мы просто работаем и нам это нравится. Если нам дали награду на конкурсе, хорошо. Не дали - ничего страшного". Он считает, что вес компании на рынке не всегда можно определить с помощью набранных баллов на конкурсах. По его словам, есть компании с очень сильными работами, но их нет в этих рейтингах. "Подобные рейтинги нужны в первую очередь заказчикам, которым они помогают сориентироваться на рынке", - утверждает Илья Шекуров.

 АКАР выполнил обещание, данное рекламному сообществу летом прошлого года во время презентации рейтинга креативных агентств, и разработало рейтинг "Бренд-дизайн". В июне 2007 года Владимир Филиппов заявил: "Мы рекомендовали вынести номинации "Упаковка", "Фирменный стиль", "Графический дизайн" в отдельный Рейтинг дизайн-компаний, потому что это не совсем профильные работы. Мы считаем, что в этом рейтинге должна сравниваться именно коммуникационная идея. Упаковка тоже имеет свойство коммуницировать, но, в общем-то, назвать ее рекламой в полном смысле этого слова нельзя".

Итак, победителем и безусловным лидером рейтинга креативности в области бренд-дизайна стала брендинговая компания Depot WPF Brand&Identity. В рейтинге она заработала 129 очков и обогнала "серебряного" медалиста агентства ИЛЛАН на 54 балла. Третье место - "Соус" с 60 баллами.

Алексей Андреев, президент Depot WPF сказал Sostav.ru: "Рейтинги - безусловный опиум для народа. Рациональных объяснений их существования не может быть, но кто сейчас мыслит рационально? Заказчики при выборе агентства уделяют креативности последнего пристальное внимание. Рейтинг в той или иной степени отвечает на их вопросы.

Мне хотелось бы, чтобы в идеале рейтинги креативности были сепаратными по фестивальным номинациям. Это сразу снимет все вопросы. Название для нашего рейтинга "Бренд-дизайн" мне нравится, потому что это верное определение. Упаковка продукта и фирменный стиль, это визуальные атрибуты бренда. Их разработка и воплощение - бренд-дизайн. Ну и, конечно, замечательно, что Depot WPF в этом вопросе - первые!"

 Эркен Кагаров, креативный директор компании Imadesign, член Академии графического дизайна на вопрос Sostav.ru о своем отношении к этому рейтингу ответил: "Подсчет, как обычно, очень приблизительный и непонятный, - говорит он, - Например, нам забыли вписать один шорт на "Идее!" (календарь "Росбанк" "Где прячутся деньги?"). В сводном, же, рейтинге, у нас только 1 балл новосибирского фестиваля. Понять это я не в силах. Допустим, это тот самый балл за шорт календаря (ведь, как говорили составители рейтинга - упаковки и стили, за которые мы на этом конкурсе также получили призы, - в сводном рейтинге не учитываются). Тогда не понятно, почему не добавлены баллы за тот же календарь, завоевавший третьи места на ADCR и ММФР? Точность подсчета других компаний не сравнивал, но думаю, она примерно такая же. Может, поручить дело подсчета роботам?"

Эркен Кагаров допускает, что любой рейтинг субъективен и место в нем зависит от масштаба компании, желания участвовать в конкурсах и многого другого. Однако он считает, что, если уж делить рейтинги по номинациям, то для ясности нужно учитывать профильные, специализированные конкурсы.

Sostav.ru поинтересовался Кагарова, как, по его мнению, будет развиваться рынок брендинга в России: "Я думаю, что, несмотря на большое количество проектов "уходящих" в западные компании, объективные преимущества российских - близость к клиенту, лучшее знание людей и культуры, - позволят нашим компаниям активно развиваться, увеличивая бюджет и качество работ. Ведь потребность в подобного рода проектах будет только усиливаться".

 Руководитель дизайн-студии творческого агентства "Соус" Владимир Горшков считает, что, как и любые рейтинги, рейтинг креативности АКАР отражает только одну сторону деятельности агентств: фестивальную активность и фестивальную же успешность, причем исключительно в определенных категориях. "В этом плане данный рейтинг, несомненно, объективен, поскольку лишен любых субъективных критериев и складывается исключительно из суммы баллов, набранных за победы в определенных фестивалях. Однако он, как мне кажется, не отражает всего спектра, по которому стоило бы оценивать успешность номинантов. Победы в фестивалях - это не единственный и далеко не универсальный критерий оценки эффективности работы творческого агентства. Хотя в нашем конкретном случае выход на третье место в креативном рейтинге в категории бренд - дизайн сопровождался и увеличением числа интересных заказов, и стремительным ростом клиентской базы дизайн-студии", - заявил Sostav.ru Владимир Горшков.

Алексей Царегородцев, директор REALPRO, считает, что рейтинги по сути не обязательно должны быть объективными, так как любое жюри любого фестиваля имеет право на ошибку и тут уж ничего не поделаешь, отчасти это лотерея. "Дифференцировать рейтинги наверное необходимо, отдельно по бренду, отдельно по креативу и арт-дирекшену, и возможно, появиться рейтинг по капитализации компаний, и другие. На сегодняшний день нет ни какой другой платформы, которая давала бы оценку развития рекламного рынка России в творческой составляющей. Участие либо неучастие в профессиональных, организациях, фестивалях и рейтингах - решение руководства каждой компаний в рамках собственной стратегии развития. REALPRO принимает участие в фестивалях с 2000 года. У нас это считается обязательной программой. Рейтинги - это важная, хотя пока не основная, часть внешних и внутренних коммуникаций компании",- заявил Алексей Царегородцев Sostav.ru. По его словам, рынок брендинга в стране развивается вместе с экономикой, а конкуренция является источником развития брендинговых компаний и рекламных агентств. "Пока что рынок растет, появляются новые инвестиционные проекты, хотя и глобализации нам также не избежать", - подытожил он.

Евгения Мелешко, Sostav.ru
Фото: Даниил Овчинников, Sostav.ru