30.11.2007
Russian Food&Drinks

Напитки в собственном соку. Обзор российского рынка соков и нектаров

Исследования компании «Ромир»

  В июле 2007 года в рамках очередной волны общероссийского омнибуса компания «Ромир» провела исследование российского рынка соков и нектаров. В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1605 человек в возрасте от 18 лет. Статистическая погрешность не превышает ±2,5%.
  Как показали результаты опроса, 23% респондентов пьют упакованные соки/нектары в фабричной упаковке 2–3 раза в неделю (рис. 1). Наибольшая доля таких потребителей – 32% – была отмечена среди жителей больших городов. Также стоит отметить, что среди респондентов, потребляющих эту продукцию несколько раз в неделю, преобладают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – их доля составила 37%.

1

  Как минимум раз в неделю соки и нектары пьют 13% участников опроса, а один раз в день – 9% респондентов.
  Четверть участников опроса в принципе не пьют упакованные соки и нектары. В основном такой ответ давали жители юга России – их доля составила 35%. Кроме того, соки и нектары промышленного производства не потребляют респонденты, живущие в сельской местности, – их доля составила 36% респондентов, давших такой ответ, а также каждый второй интервьюируемый старше 60 лет. Интересно, что среди респондентов, не употребляющих соки, продаваемые в фабричной упаковке, оказалось больше мужчин, чем женщин – 27% против 22%.
  Большая часть опрошенных – 41% – отметили, что в их семьях в среднем выпивается по 2–3 литра сока или нектара в неделю. Также значительная доля опрошенных – 39% – за данный период потребляют литр соковой продукции или менее. При этом менее литра в неделю чаще всего пьют жители сельской местности, а 4–6 литров – норма для респондентов, живущих в городах-«миллионниках».
  Выяснилось также, что объем потребления соковой продукции зависит от доходов респондентов. В группу с низким уровнем доходов попали те респонденты, у которых на одного члена семьи приходится менее 6 тысяч рублей в месяц. К группам со средним и высоким доходом были отнесены респонденты, в семьях которых на одного члена семьи приходится соответственно 6–12 тысяч рублей и свыше 12 тысяч рублей. Значительное число опрошенных с невысоким доходом – 23% – выпивают менее литра сока в неделю, тогда как практически каждый пятый респондент с доходом выше среднего ответил, что за указанный промежуток времени в его семье потребляют по 4–6 литров (рис. 2).

2

  Что касается наиболее популярных вкусов, то 40% опрошенных россиян предпочитают апельсиновые соки и нектары (рис. 3). Также неизменным спросом пользуется соковая продукция с яблочным вкусом – ее предпочитают 35% респондентов. Чуть более четверти респондентов отдают предпочтение мультифруктовым сокам и нектарам. Причем жители городов с населением более 500 тысяч человек чаще пьют апельсиновые и мультифруктовые соки, тогда как респонденты из небольших городов, в которых проживают менее 100 тысяч человек, в основном выбирают яблочный вкус.

3

  Практически половина участников опроса – 48% респондентов – покупают соки и нектары в гастрономах или продовольственных магазинах (рис. 4). На втором месте оказались магазины самообслуживания – супермаркеты, гипермаркеты и универсамы – там предпочитают приобретать соковую продукцию 38% опрошенных. Наименьшей популярностью пользуются рынки и торговые павильоны, которые набрали лишь по 3% голосов.

4

  Также участникам опроса было предложено выбрать из списка те марки соков и нектаров, которые они знают хотя бы понаслышке. В результате был составлен рейтинг наиболее узнаваемых марок. Лидирующие позиции заняли бренды «Моя семья» (ОАО «Нидан Соки», Московская область) и «Любимый сад» (ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», Москва) – их отметили по 89% респондентов, а также «Добрый» (ЗАО «Мултон», Санкт-Петербург) – 88% ответов (рис. 5).

5

  Во вторую тройку наиболее узнаваемых брендов вошли «Фруктовый сад», «Я» и «Тонус» (ОАО «ЭКЗ «Лебедянский», Липецкая область) – их отметили соответственно 78, 75 и 69% опрошенных.
Примерно одинаковому числу участников опроса знакомы марки Rich («Мултон») и J-7 («Вимм-Билль-Данн») – их назвали соответственно 58 и 57% респондентов.
  К наименее узнаваемым брендам относятся Amtel (ТПО «Амтел», Москва), Granini (ООО «Экес-Гранини Рус», Санкт-Петербург) и Santal (ГК Parmalat) – их отметили по 11% опрошенных.
  Также респондентам было предложено выбрать из списка те марки соков и нектаров, которые они пили чаще всего за последние три месяца. Первое место занял сок «Моя семья» – вне зависимости от уровня доходов ему отдали предпочтение 39% опрошенных (рис. 6). Более трети респондентов – 38% – выбрали «Добрый», а около четверти всех участников опроса – 28% – чаще других потребляли «Любимый сад».

6

  Две трети россиян – 65% – отметили, что при покупке сока для них в той или иной степени важна марка. Причем для 43% опрошенных бренд напитка важен, но не настолько, чтобы платить больше, чем за сок менее раскрученной марки. Вместе с тем 16% участников исследования готовы доплатить за известную или любимую марку сока 5–10 рублей, а 6% респондентов – 15 рублей и больше.
  Для трети участников исследования марка сока/нектара совершенно не важна. В основном так отвечали жители сельской местности – их доля составила 40% от числа опрошенных этой группы респондентов. Также марка не имеет значения для россиян старше 60 лет и участников опроса, имеющих низкий уровень дохода, – в этих категориях так ответили соответственно 47 и 38% опрошенных.
  Динамичный рост российского рынка соков и нектаров отмечается на протяжении последних 7 лет. Ожидается, что в текущем году подушевое потребление этих напитков выйдет на уровень 20 литров в год. Несмотря на опасения производителей, которые ожидают радикального спада темпов роста рынка с 20–25% до 4–6% в год, пока это замедление не очень значительное. За последние 3 года рынок вырос на 15–20%. Причем темпы роста могут оставаться достаточно высокими – 12–15% в год – еще на протяжении нескольких лет.
  Соки и нектары – привлекательный для потребителя продукт. Потребление этих напитков растет с уровнем дохода, поэтому рост реальных доходов населения неизбежно приведет и к увеличению потребления этой продукции

Игорь Березин

FOODMARKET