14.08.2007
Russian Food&Drinks

На свято место… Обзор рынка украинских вин в России

Исследования компании AlcoMarketReport

  В 2005–2006 годах благоприятная внешняя конъюнктура обеспечивала существенный рост объемов экспорта украинских виноградных вин. В 2004-м по отношению к 2003 году рост объемов экспортных поставок на внешние рынки составил 7% в натуральном выражении. В 2005 году было экспортировано почти на 10% больше винодельческой продукции, чем в 2004-м. Однако в прошлом году картина изменилась: за двенадцать месяцев на внешних рынках было реализовано около 1,84 млн декалитров винодельческой продукции производства Украины, что на 5,8% меньше, чем в 2005 году.
  Основная часть экспортируемых с Украины тихих/игристых вин и виноматериалов поставляется в Россию. Так, в 2005 году доля России в натуральном объеме поставок составила около 66%, а в 2006-м этот показатель вырос до 69%.
  По такой группе товаров, как виноградные вина, внешнеторговая деятельность Украины традиционно зависит от России. Эту зависимость отражает динамика экспортных поставок вин в 2006 году. Законодательные изменения в регулировании российского алкогольного рынка, а именно введение с 1 января 2006 года акцизных марок нового образца и запуск Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС), привели к последствиям, неблагоприятным для украинских экспортеров вин. Так, в первом полугодии прошлого года экспорт украинской продукции в Россию сократился на треть. Падение объемов поставок могло быть еще более существенным, однако украинцы продолжали ввозить на территорию России виноградные виноматериалы. Во втором полугодии, когда ситуация с экспортом начала налаживаться, украинские производители существенно активизировались. В итоге в 2006 году в Россию было поставлено около 1276,5 тысячи дал виноградных вин, что всего на 1,5% меньше, чем в 2005-м (рис. 1).

1  2

  В стоимостном выражении с 2005-го по 2006 год объем поставок украинских вин в Россию увеличился на 24%, составив около $25 441,3 тысячи (рис. 2). Как показывает динамика объемов экспорта, с апреля по июль 2006 года происходило падение объемов поставок. Именно в этот период на украинских предприятиях подошли к концу запасы старых российских марок, а новые еще поставлялись с перебоями. При этом начало и вторая половина 2006 года ознаменованы цифрами, существенно превышающими показатели предыдущего года. Это свидетельствует о том, что украинская продукция остается востребованной на российском рынке.
  Сопоставление произошедших за год изменений объемов экспорта в стоимостном и натуральном выражении указывает на рост стоимости винодельческой продукции всех товарных групп. Средняя контрактная цена на экспортируемую продукцию за этот период увеличилась в общей сложности на 26%.
  Что касается структуры экспорта, то, по сравнению с 2005 годом, в 2006-м помимо роста спроса на виноматериалы российские импортеры продемонстрировали увеличение доли игристых вин в общем объеме закупок.
  ТИХИЕ ВИНА
  В 2006 году в натуральном объеме российского импорта около 70% занимали тихие вина (рис. 3). Для сравнения: в 2005 году украинский экспорт в Россию состоял из вин этой группы на 84%.
  В 2006 году, по сравнению с 2005-м, объем экспорта тихих вин снизился на 18% в натуральном выражении. За отчетный период в Россию было поставлено около 894 тысяч дал тихих вин на сумму около $16,9 млн. Из этой суммы около 60% пришлось на вина с объемной концентрацией этилового спирта свыше 15%. Стоит отметить, что в 2005 году на группу крепленых вин приходилось только около 56,5% общего объема импорта тихих вин в Россию. Это говорит о том, что российский потребитель по-прежнему отдает предпочтение более крепким украинским напиткам. Соответственно, доля столовых вин сократилась с 40% в 2005 году до 38% в 2006-м, а сегмент полудесертных вин с объемной долей спирта 13–15% уменьшился с 3,5 до 2%.

4

  Средняя контрактная цена на тихие вина за год выросла на 44%, составив около $1,9 за литр. Это произошло как за счет удорожания продукции, так и в связи с увеличением в структуре поставок доли более качественных и дорогих вин.
  В прошлом году по поставкам тихих вин в Россию среди украинских производителей лидировали предприятия Крыма. Так, НПАО «Массандра» (г. Ялта) реализовало вин на сумму около $7,6 млн, а ООО «Инкерманский завод марочных вин» (г. Севастополь) и ООО «Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (г. Феодосия) – соответственно на сумму $2,8 и 1,8 млн.
  ИГРИСТЫЕ ВИНА
  Объем экспорта игристых вин в натуральном выражении в 2006 году составил около 219,2 тысячи дал, или 17% общего объема российского импорта. В 2005 году этот показатель составил около 13,6%. Украинские экспортеры за год отгрузили игристых вин на сумму $7667,48 тысячи. Средняя стоимость украинского игристого за год практически не изменилась, составив около $3,5 за литр.
  Из двенадцати украинских производителей шампанского в 2006 году свою продукцию в Россию поставляло шесть предприятий. Абсолютным лидером по объему отгрузок на российский рынок стало ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery» (г. Артемовск Донецкой области), реализовавшее шампанское «Крым» и «Артемовское» на сумму более $4 млн.
  ВИНОМАТЕРИАЛЫ
  В натуральном выражении в 2006 году на виноматериалы пришлось около 13% общего объема украинского экспорта в Россию, тогда как в 2005 году – только 2%. Общий объем экспорта украинских виноматериалов в Россию составил около 163,78 тысячи дал, что соответствовало около $852,88 тысячи.
   На российском рынке украинские виноградные виноматериалы ввиду более высокой стоимости раньше не могли составлять конкуренцию молдавским. Однако в этом году ситуация изменилась – экспорт украинской продукции вырос в 6 раз в натуральном выражении. Это было обусловлено закрытием рынка для алкогольной продукции из Молдавии, откуда импортировали сырье значительная часть российских производителей. Заметим, что средняя контрактная цена украинских виноматериалов за год выросла на 50%, составив около $0,5 за дал.
  Сухие виноматериалы собственного производства в Россию поставляли СП «Айсберг» ЛТД (Закарпатская область, ТМ «Чизай») и ЧП «Дионис» (г. Одесса). «Айсберг» экспортировал виноматериал «Изабелла» для ООО «Национальный винный терминал» (г. Выборг), а «Дионис» поставлял сортовые виноматериалы «Совиньон», «Шардоне» и «Мерло» для ООО «Винодельческая компания «Роден край» (Брянская область).
   В таблице 1 приведен сводный рейтинг украинских экспортеров винодельческой продукции в Россию.

4

  ИМПОРТЕРЫ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
  Из двадцати российских предприятий, импортировавших в 2006 году винодельческую продукцию с Украины, на долю пяти операторов пришлось более 81% стоимостного объема поставок. Лидирующие позиции среди импортеров занимало ООО «Агора» (Московская область) с показателем более $10 млн. На $5,47 млн импортировало продукции ООО «Легенда Крыма» (Москва). Также в пятерку лидеров вошло ООО «Регата» (г. Липецк), импортировавшее продукции на сумму $2,14 млн. Экспортные вина на сумму около $1,67 млн были направлены на адрес московского представительства ГК «Союз-Виктан», а стоимостный объем импорта ООО «Терминал-Сервис» (г. Калуга) составил около $1,34 млн.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Подводя итоги, заметим, что в 2006 году, несмотря на падение объемов поставок украинских вин за рубеж в натуральном выражении, обусловленное проблемами с новыми акцизными марками и внедрением ЕГАИС в России, украинским экспортерам удалось увеличить стоимостный объем экспорта по сравнению с 2005 годом. Это произошло благодаря росту поставок игристых вин и виноматериалов.
  За исследуемый период существенно возросла средняя контрактная цена экспортированных вин. Это говорит о том, что в России возросла потребность в более качественных и дорогих украинских винах. На данном этапе в России явно доминирует болгарский импорт. Кроме того, наблюдается увеличение доли вин европейских стран – Франции, Италии, Испании и Германии, – вопреки прогнозированному росту поставок продукции Нового Света. Надо полагать, что в 2007 году продолжится рост экспорта украинской винодельческой продукции в Россию, чему будет способствовать продолжающийся запрет на ввоз молдавской и грузинской продукции.

Людмила Попович

FOODMARKET