13.08.2007
Тиньков

Тиньков снова первый. Банковский бизнес переходит на кредит по почте



 Смелые решения в бизнесе, присущие Олегу Тинькову, не перестают удивлять деловую общественность оригинальным подходом их реализации. Не так давно известный бизнесмен предложил российскому потребителю проект, рассчитанный на человека, не желающего вникать в подробности финансовых операций. Банк "Тинькофф Кредитные системы" собирается выдавать кредиты без личного общения с заказчиком. Кредитки будут рассылаться по почте.

Процедура получения карты проста. Заемщику лишь надо стать обладателем анкеты банка (приходит по почте без уведомления) или изъявить желание самостоятельно стать клиентом. Получив данные заемщика, банк оставляет за собой право отказать в получении кредита или лимитировать кредит. Если все же банк решил выдать кредит, то пользователь, опять таки по почте, получает пластиковую карту. Заемщик не заключает никаких договоров в прямом смысле слова, а все действия с банком совершает исключительно по телефону и почте.

Такая концепция общения с клиентом была озвучена самим Олегом Тиньковым. "У нас не будет ни счетов, ни депозитов физлиц - ничего, кроме кредитных карт. Мы хотим стать монолайнером". Бизнесмен, правда, подчеркивает, что у банка получится занять лишь вторую строчку: "Первый у нас "Русский стандарт", мы не будем пытаться его обойти, потому что законы физики обойти нельзя". Впрочем, в отличие от конкурента, у банка "Тинькофф Кредитные системы" нет даже открытых офисов, и договор о заключении кредита предоставлен в виде анкеты-оферты.

В колл-центре банка Sostav.ru пояснили, что все процентные ставки и комиссии будут предоставлены в письме-анкете. "Изначально вам предложат тарифный план, где все это будет указано", - сообщили в "Тинькофф Кредитные системы". В этом сомневается заместитель председатель правления Московского общества защиты потребителей и член рабочей группы по разработке закона "О защите прав потребителей" Антон Недзвецкий. Он считает, что здесь есть возможность для махинации с информацией об эффективной кредитной ставке и об условиях кредита. "Информация об эффективной ставке не получается должным образом, - говорит Недзвецкий, - то есть все зависит от желания человека. Очень много людей не учитывают это и могут забыть об обязательствах банка информировать заемщика". Ситуация осложняется отсутствием прямого контакта между банком и клиентом.

Директор по связям с общественностью Группы Ренессанс Кредит Юлия Остроухова говорит, что в их банке кредитку по почте могут получать только клиенты с хорошей кредитной историей. Такой способ распространения действует в Ренессанс Кредите уже три года. А в пресс-службе МДМ-банка Sostav.ru сказали, что подобной возможности у клиентов пока не появилось. Например, Банк Москвы рассылал предложения получить карту по почте. Кридитку клиенты получали в отделениях банка, либо к заемщику выезжал курьер, но никак иначе. Почтовой рассылкой пластиковых карт занимается и тот же "Русский стандарт", но заемщики заключали договор на получение карты при оформлении потребительского кредита, пишет газета "Ведомости". В целом же, финансовые аналитики считают, что система получения карт по почте еще долгое время будет приживаться в России, ведь в этом случае рискуют обе стороны.

"Есть реальные люди, которые попали в совершенно плачевную ситуацию из-за такой практики. - продолжает Антон Недзвецкий. - Сейчас возбудили уголовное дело в отношении группы мошенников, которые эти кредитные карты похищали при пересылке. Они работали совместно с сотрудниками банка, обналичивали и получали деньги за других людей. А у тех людей на чье имя карты якобы рассылали, банк требовал возместить кредит". Нужно еще учитывать, что активация карты проводится по телефону. "Человек называет код, ему активируют карту и он может снять с нее деньги", - говорит Недзвецкий о проблемах кредита "на расстоянии".

Следует заметить, что банк Тинькова предусмотрел нормы ЦБ, по которым клиент должен лично посетить банк либо предоставить сведения о себе через доверенное лицо. В анкете на получение карты таким лицом является ООО "Тинькофф Кредитные системы". Своей подписью клиент заверяет анкету и доверенность, так что формально банк ничего не нарушает.

Пока Олег Тиньков продолжает удивлять бизнес-публику, новая система уже начала активно действовать. Клиенты банка, таким образом, освобождают себя от финансовых сложностей и получают возможность взять кредит в свободное от дел время. Получить же заветную анкету от Тинькова оказывается не так просто. Даже если потенциальный клиент заполнит анкету в Интернете, ждать письма ему придется несколько месяцев и, возможно, он не получит его вовсе.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru