23.05.2007

Обзор рынка труда в сфере маркетинга

В течение последних нескольких лет наблюдается устойчивый интерес со стороны работодателей  к специалистам, занятым в сфере маркетинга. На основании данных исследования, проведенного компанией HeadHunter в мае 2007г., можно говорить о дифференциации спроса на специалистов рассматриваемой сферы. Основой для построения выборки исследования явились перечни вакансий компаний (прямых работодателей и кадровых агентств) и резюме соискателей, размещенные на сайте HeadHunter за период с января по май 2006г. и с января по май 2007г. Выборка достаточна для получения надежных данных по Москве.

Рассмотрим классификацию специалистов в области маркетинга в соответствии с теми задачами, которые они должны решать в компании, и требованиями, выдвигаемыми к ним работодателями. Всего были проанализированы данные по 8 специализациям в сфере маркетинга:

·         Директор по маркетингу

·         PR-менеджер

·         Бренд-менеджер

·         Аналитик

·         Исследователь рынка

·         Менеджер по рекламе

·         Дизайнер

·         Event-менеджер


 

  




Рис. 1. Спрос на специалистов в сфере маркетинга, %

(прирост числа вакансий, опубликованных на сайте HeadHunter в 2007г.,

по сравнению с предыдущим годом)

За прошедший год наблюдался подъем спроса на специалистов в сфере маркетинга по всем рассматриваемым в исследовании позициям. Наиболее быстрыми темпами спрос рос на бренд-менеджеров, дизайнеров.

Со стороны соискателей также отмечен устойчивый интерес к данной профессиональной области.

Соотношение количества резюме к количеству вакансий в сфере маркетинга

Специальности

2006г.

(январь, февраль, март, апрель)

2007г.

(январь, февраль, март, апрель)

Директор по маркетингу

2,4

2,7

PR-менеджер

2,2

2,5

Аналитик

1,5

1,8

Исследователь рынка

1,3

1,4

Бренд-менеджер

2,6

2,0

Дизайнер

1,3

0,9

Менеджер по рекламе

1,8

2,0

Event-менеджер

2,8

2,7

У работодателей существует четкое представление о функциональных обязанностях, требуемом уровне профессиональной компетенции соискателей. В общем виде они отражены в приведенной ниже таблице.

Специальность

Требования

Директор по маркетингу

Профильное высшее образование, как преимущество МВА, опыт работы на аналогичной должности не менее 2-3 лет, бюджетирование, опыт продвижения на рынок новых услуг и продуктов, высокие организаторские способности, английский язык.

PR-менеджер

Образование в области журналистики, умение писать интересные тексты на непонятные темы, грамотная речь, наличие наработанных связей со СМИ, английский язык.

Аналитик

Образование в области маркетинга, экономики, социологии, аналитический склад ума, умение одновременно вести несколько проектов, навыки работы с большими объемами информации. Опыт организации и проведения маркетинговых исследований.

Исследователь рынка

Дизайнер

Высшее образование, знание основных графических пакетов, желателен опыт верстки текстов, навыки цветокоррекции.

Менеджер по рекламе

Высшее образование, отличные коммуникативные навыки, опыт продаж, разработка, проведение и оценка эффективности рекламных кампаний

Event-менеджер

Знание рынка СМИ и PR технологий, наличие наработанных связей, навыки написания статей, обзоров, отличные коммуникативные навыки, английский язык.

Бренд-менеджер

Образование в области маркетинга, экономики, социологии английский язык, практический опыт продвижения товарной марки, опыт проведения тендеров, опыт проведения маркетинговых исследований

Помимо требований, присущих тому или иному специалисту, существуют общие требования, выдвигаемые работодателями вне зависимости от занимаемой должности.  В сфере маркетинга такими требованиями к соискателям являются:

·         Опыт работы по специальности в течение 2-3 лет;

·         Хороший английский язык;

·         Грамотный русский язык;

·         Наличие портфолио по своей специальности (пресс-релизы, статьи, обзоры, анкеты исследований, презентации…);

·         Креативность;

·         Умение концентрироваться на различных задачах.

Размер заработной платы специалиста в сфере маркетинга зависит от занимаемой должности, компании, уровня решаемых задач. Компания HeadHunter провела оценку максимального, минимального и медианного уровней заработных плат для выделенных позиций.

Уровень заработных плат специалистов в сфере маркетинга

Позиция

2006г.

(январь, февраль, март, апрель),  $/мес.

Динамика медиан зарплат, %

2007г.

(январь, февраль, март, апрель), $/мес.

мин

медиана

макс

мин

медиана

макс

Директор по маркетингу

1500

4000

12000

12,5

2000

4500

10000

PR-менеджер

500

1200

5000

16,7

500

1400

5000

Аналитик

500

1200

5000

0

400

1200

4000

Исследователь рынка

500

1200

6000

8,3

400

1300

6000

Бренд-менеджер

800

2300

10000

8,7

1000

2500

10000

Дизайнер

400

1200

3000

16,7

400

1400

3000

Менеджер по рекламе

400

1000

3000

0

400

1000

3000

Event-менеджер

500

1500

3000

0

500

1500

2700

Минимальный уровень оплаты труда специалиста в сфере маркетинга составляет 400-500$.  За рассматриваемый промежуток времени, а именно за год, этот показатель практически не изменился. По некоторым специальностям, например исследователь рынка, динамика составила порядка 100$, что существенно не меняет картины.

Наиболее высокооплачиваемыми специалистами в сфере маркетинга являются Бренд-менеджеры, чья средняя заработная плата достигает 2500$. По данным на 2007г.,  быстрей всего росли доходы у директоров, дизайнеров, бренд-менеджеров.

 

 

 

 

 

 

Уровень заработных плат специалистов в сфере маркетинга в регионах в 2007г. (средние значения в тыс.$/мес.)

Специализации

1*

2

3

4

5

6

7

8

Директор по маркетингу

4500

2000

1300

1400

1500

1350

1500

1200

Менеджер по маркетингу (аналитик)

1200

900

600

700

700

550

700

550

Менеджер по рекламе

1000

800

600

650

600

600

600

400

1* – Москва

2 – Санкт-Петербург

3 – Новосибирск

 

4 – Екатеринбург

5 – Нижний Новгород

6 – Казань

7 – Краснодар

8 –  Ярославль

 

 

Портрет соискателя в сфере маркетинга, %

Характеристики

2006г.

(январь, февраль, март, апрель),  $/мес.

2007г.

(январь, февраль, март, апрель),  $/мес.

Пол

 

 

Мужчины

35

36

Женщины

65

64

Возраст

 

 

22-25

40

41

26-35

50

50

36-45

8

8

46-55

1

1

Образование

 

 

Высшее

78

76

Высшее (степень магистра)

6

7

Кандидат наук

3

3

Незаконченное высшее

13

14

Владение английским языком

 

 

Свободное владение

15

15

Владение на уровне прохождения интервью

18

18

Чтение профессиональной литературы

28

28

Базовые знания

29

29

Не владею

10

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные тенденции рынка труда в сфере маркетинга:

 

·         Спрос на специалистов в сфере маркетинга растет. Наиболее высокими темпами растет спрос на дизайнеров и бренд-менеджеров.

·         Профессии в сфере маркетинга требуют высокого уровня профессиональной подготовки, широкого кругозора, коммуникабельности, инициативности, умения творчески решать непростые задачи.

·         Оклад специалиста по маркетингу в Москве составляет на данный момент (в среднем) около 1000-1200$. В регионах этот показатель ниже и составляет в среднем 600-700$.

 

 

 

О КОМПАНИИ HEADHUNTER

 

Компания HeadHunter (hh.ru) работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. Миссия компании – предоставлять работодателям удобные инструменты для самостоятельного поиска персонала. Бизнес-модель HeadHunter построена на продаже информации из базы данных резюме. По объему продаж HeadHunter занимает первое место в этом сегменте кадрового рынка в России. На сайте hh.ru единовременно представлено более 850 тысяч резюме соискателей и порядка 50 тысяч вакансий.

Сайт hh.ru ориентирован на специалистов и менеджеров среднего и высшего звена. Конкурентным преимуществом сайта является уникальная гибкая система настройки конфиденциальности резюме. Соискатель может сам выбирать, какие компании увидят его резюме, а какие – нет. Благодаря этому лучшие специалисты используют сайт hh.ru для поиска работы. Качество представленных резюме обеспечивает строгая ручная модерация, неинформативные резюме отсеиваются.

Клиентами компании HeadHunter являются более 36 тысяч прямых работодателей и почти все кадровые агентства, работающие на отечественном рынке. Сайт hh.ru предоставляет рекрутерам удобные инструменты, помогающие быстро осуществлять поиск персонала и закрывать вакансии. Работодатели имеют возможность размещать свои вакансии, рассылать их заинтересованным кандидатам, осуществлять поиск резюме в базе с учетом множества параметров. На сайте регистрируются только реально существующие компании, не занимающиеся сомнительными видами бизнеса. Все вакансии также проходят проверку модератором.

Специалисты компании HeadHunter регулярно проводят исследования различных сегментов рынка труда по базе резюме и вакансий сайта hh.ru. Большой объем информации, содержащийся в базе, позволяет получать репрезентативные данные. Некоторые кадровые агентства пользуются сайтом hh.ru при проведении собственных исследований.

Представительства HeadHunter работают на Украине (Headhunter.COM.UA) и в Казахстане (Headhunter.COM.KZ), а также в 11 крупных городах России.