16.05.2007

Депутаты хотят внести изменения в закон "О рекламе" в части ограничения используемых в рекламе методов скрытого манипулирования сознанием



С инициативой о необходимости внесения поправок в закон "О рекламе" обратилась в Государственную Думу РФ известная писательница Ирина Майорова, призывая оградить россиян от используемых в рекламе методов психологического терроризма. Ее заявление поддержали член комитета Госдумы РФ по безопасности Михаил Маркелов и Святослав Насташевский, представляющий комитет Госдумы РФ по информационной политике, озвучившие на встрече с журналистами свою позицию. Единомышленники намерены создать при Государственной Думе экспертный совет, в который бы вошли профессиональные психологи, психотерапевты, психиатры, социологи и журналисты, с целью проанализировать нынешнюю рекламную продукцию в печатных СМИ, но прежде всего на телевидении, оказывающим наибольшее влияние на сознание человека.

"Собирая материалы для своей книги, - рассказывает Ирина Майорова - я беседовала с действующими работниками рекламного бизнеса, психологами, психотерапевтами, читала монографии и диссертации по психологии рекламы. И была поражена тем, как спокойно, по-деловому, "бойцы" рекламного фронта рассказывают об использовании в телевизионных роликах гипнотических приемов, о методе введения потребителя рекламной продукции в трансовое состояние через шаблонное поведение, о приемах нейролингвистического программирования и многих других. Я узнала о десятках приемов, призванных снизить критичность нашего сознания, отключить логику и беспрепятственно внедрить в подсознание нужную производителю товара информацию. Эти манипулятивные приемы и методы сегодня широко используются в рекламных роликах на наших телеканалах". Примером могут служить как элементарные варианты (расходящиеся круги по воде, вращающиеся спирали, принцип трехмерного давления, монотонно повторяющиеся слова и мелодии, состоящие из одного такта), так и изощренные техники введения в транс человека и влияния на его незащищенное сознание.

По мнению писательницы, реклама в нашем обществе давно перестала быть просто инструментом информирования о новых товарах и услугах. Сегодня это прямое внушение, нацеленное на бездействующий, лишенный возможности анализа мозг. В сознание зрителя, помимо его воли, вкладываются нужные кому-то для обогащения образы продукта. Специалисты по нейролингвистическому программированию утверждают, что сейчас уже столько разработано сильнодействующих психотехник, что можно даже "эскимосов на крайнем севере на время заставить покупать холодильники".

Депутаты также обращают внимание на качество и этичность рекламы, которыми также мог бы заняться будущий экспертный совет. Святослав Насташевский напомнил шокировавший всех слоган "Сосу за копейки" на уличных стендах, не так давно висевших в городе: "Сегодня законодательно невозможно урегулировать все подобные этические нюансы. Это должны взять на себя ассоциации рекламодателей и СМИ. Необходимо также в законодательном порядке регулировать рекламу акультных услуг, запретив их публикацию в СМИ, как нелицензированный род деятельности".

Михаил Маркелов отмечает, что в числе поправок также необходимо внести пункт, ограничивающий присутствие иностранных компаний в отечественном рекламной бизнесе. По его мнению, большая доля сегодняшних площадей наружной рекламы принадлежат иностранцам: "Не хотелось бы жить в колониальном государстве, где нашим сознанием манипулируют люди, высчитывающие не только свою экономическую, но и политическую выгоду".


Александр Кленин, Sostav.ru





 

Фото: Даниил Овчинников, Sostav.ru